На начало учебного года в классе было 26 человек, из них девочек – 11 и мальчиков – 15. В классе: 21 ученик- 2003 года рождения, 2 ученика (Ганеев И. Махмудов А.) -2004 года, 2002года - 2 (Климин К. Чичиков М.) и 1- Забашта Маша – 2001 года. В течение этого учебного года выбыли: 2 ученика Гнусарьков Богдан и Мельник Алёна, так как живут далеко и в обеих семьях родители работают. Но, проучившись в школе № 40 3 недели, вернулись обратно, т.к. детям в другом классе было некомфортно. Дети в классе в основном из рабочих семей. Во всех семьях обстановка положительная, спокойная, доброжелательная. Родители со вниманием относятся и к учёбе своих детей, и к воспитанию. Работа учителя первого класса всегда направлена на сплочение не только ученического коллектива, но и коллектива родителей и поэтому мною были запланированы в основном внутреклассные мероприятия. С помощью родительского комитета были проведены праздники, куплены подарки и подготовка костюмов. Хочется сказать, что все родители класса с большим вниманием относились к советам учителя по вопросам воспитания и учебы их детей. Большую помощь оказывали следующие родители: Бережная Наталья Викторовна, Мильхер Ирина Алексеевна, Дробот Вера Юрьевна, Зырянова Наталья Евгеньевна, Кисеева Екатерина Борисовн, Шушваленко Татьяна Александровна, Мавлетова Елена Рафиковна, Мельник Татьяна Владимировна, Шведова Ольга Вольдемаровна, Забашта Светлана Николаевна. Только несколько семей можно назвать, которые не интересуются учёбой и воспитанием своих детей. Внимание к ребёнку проявляют только после беседы с учителем и то ненадолго, всегда ссылаются на занятость воспитанием младших детей или начинают обвинять самих детей (Ганеев И, Малашков Д.) Но вызывает опасение отношение родителей в семье Карабицкой К. и Деменцева А. У Карабицкой Карины в декабре умер отец и мама в воспитании заняла позицию жалости и вседозволенности со стороны дочери. Хотя девочка неглупая и может учиться хорошо, но постоянно капризничает и в классе конфликтует. Девочки с ней не хотят общаться, а с мальчиками она постоянно дерется, требуя от них полного подчинения. В семье Деменцева Артема обстановка другая. Папа совсем не интересуется и не занимается учебой ребёнка, мама делает вид, что занимается и якобы не видит трудностей сына в учебе. Артем умственно отстает по развитию, он не усваивает учебный материал и не понимает детей. За весь год так и не выучился читать и писать. Он уже видит разницу в своей учебе и учебе детей и из–за этого начинает на них злится. Часто дерется или надсмехается, таким образом, требуя от детей внимания к себе. В классе 2 ученика, которые по возрасту младше и это сказывается на учебе. Ганеев И. и Махмудов А. пришли в школу подготовленными - оба умели читать и знали буквы и цифры, но с низкой мотивацией, ведущая деятельность у них была игровая. Родители отдали их в школу так, им было удобно. В начале учебного года эти дети засыпали на уроках. Иван медленно одевается и готовится к урокам, несобранный, рассеянный. Адам весь год постоянно обзывал детей. Умеют читать и пересказывать, списывать, но не умеют переключаться с одного вида деятельности на другую. На уроках потихоньку играют со школьными предметами. Выделяется в классе группа мальчиков - нарушители дисциплины: Коробейников И. Бережной В, Чичиков М. Устюжанин К. Швецов Д. У этих мальчиков порой агрессия к учебе и тем детям, которые хорошо учатся. Если разделить детей на группы по учебе то: 1 группа -сильные дети работают самостоятельно, хорошая память, умеют анализировать, проявляют творчество: Гнусарьков Богдан, Гундарев Семён, Дробот Алексей, Зырянова Виктория, Кисеева Елизавета, Лапаногова Екатерина, Мавлетов Александр, Новикова Дарья. Вторая группа - им необходимо объяснять, и выполняют работу по образцу:Ганеев. Карабицкая Карина, Климин Кирилл, Махмудов Адам, Мельник Алёна, Мухтаров Рафаэль, Устюжанин, Шевелёва Юлия, Эмирагаева Гульжаган, Гасанова Хадижат.
Третья группа – «тугодумы», ленивые, неаккуратно выполняют работы и необходимо многоразовое объяснение: Коробейников Иван, Малашков Даниил, Швецов Денис, Бережной В, Агаспарова З, Забашта М.
Совсем не может, освоить школьную программу -Деменцев А.
Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях, которые делают их жизнь радостной. Развивают творчество и фантазию. Чем более разнообразна по форме, по содержанию жизнь ребенка в школе на уроках и во внеурочной деятельности, тем успешнее развиваются творческие способности учащихся, раскрываются сильные стороны, растет его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. В этом году проводили праздники «День именинника», «Прощание с азбукой», где дети учились актерскому мастерству и ответственности. Научились выразительно не боясь сцены декламировать Кисеева Л, Лапаногова К, ГнусарькоБ. Дробот А. Забашта М, Мельник А, Новикова Д, Климин К, Мавлетов А, Коробейников И. Эти праздники позволили ещё больше раскрыться детям и увидеть их творческие способности. При проведении праздников ребята проявляли самостоятельность и много интересного сочиняли, подбирали сами стихотворения Кисеева Л, Гнусарьков Б, Мельник А. в течение года выявились следующие способности детей: художники- Лапаногова К, Новикова Д, Эмирагаева Г, и по настроению Устюжанин К. Спортсмены: Климин К, Дробот А, Гнусарьков Б, Гундарев С, Бережной. Одновременно с этим выделились группа закомплексованных детей, излишне стеснительных Мухтаров Р, Эмирагаева Г, Шевелева. ЗабаштаМ.
Наблюдения за детьми, организация их жизнедеятельности показали, что коллектив класса уже формируется. В целом класс интересен. Дети стремятся много знать, сами любят рассказывать о себе и своих наблюдениях, доброжелательно относятся друг к другу, не жалуются, умеют друг с другом договориться и принять спокойно помощь одноклассника. Мальчики стараются с вниманием относится к девочкам. А девочки все (кроме Карабицкой) спокойные, уступчивые, добрые и отвечают взаимностью мальчикам.
Внешний вид всех учащихся соответствует школьным требованиям. Дежурство в классе и в столовой проходило по партам. Дети ответственны, дежурили добросовестно.
Проведенная за год работа позволила сплочению ученического коллектива. научила детей учиться. трудиться и понимать друг друга.
характеристика класса
Характеристика 4 В класс
Состав класса по возрасту- 1999г. - 1 человек
2000г. - 16 человек
2001г. - 2 человека
Состав класса по полу: девочек - 9 человек
мальчиков - 10 человек
Количество обучающихся с ослабленным здоровьем - 9 учащихся
Все обучающиеся класса обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Основная масса детей (18 человек) получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.
Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки.
Отношения между ребятами дружные, хотя они еще не полностью чувствуют себя одним коллективом, одной командой. Ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях, хотя многие еще безответственны: могут не подготовиться к мероприятию и таким образом "провалить" его и свою команду.
В прошлом году дети самостоятельно общим решением выбрали командира класса. Им стала пользующаяся всеобщим уважением и авторитетом Виктория Астахова. Дети организовали творческие группы по интересам, выбрали название для своей группы. Каждый ребенок в классе имеет сменяемое по четвертям общественное поручение внутри своей группы.
Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами. Это Руденко В. Яготинцев А. Ковтун И. Фролова Е. Сухомлинова О, Астахова В.
Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу. Нужно отметить и недисциплинированность отдельных учащихся, которая проявилась, когда класс принимал участие в субботнике (Артем Я. Илья Х. Болдарев М. Лафазан В.).
Основная масса детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу, творческие кружки в ЦДОД, РММУК РДЦ, спортивную школу, художественную школу.
В общественной жизни дети активны. В обучении, при получении знаний, желании и умении учиться, они различны. Диагностика мотивации к обучению показала, что сами желают учиться и это им нравится - 9 человек. Астахова В. любит учиться, так как в школе много друзей, но есть и такие дети, которых заставляют родители. Для повышения интереса к обучению у этих детей (Ковтун И. Герасименко В. Лафазан В. Руденко В. Яготинцев А. Болдарев М.) необходимо продумать индивидуальные приемы в воспитательно-образовательной работе. Можно с уверенностью сказать, что обучающиеся 4 В класса очень низкая работоспособность на уроке, темп работы медленный. Успеваемость в классе - 62.5%, качество знаний - 47.8%. В 2009 - 2010 учебном году было 8 хорошистов (Астахова В. Хижняк И. Белоусова В. Меняйлова Ю. Сухомлинова О. Михайленко К. Мозговая С. Фролова Е.), Проценко Д. с 1 тройкой по английскому.
Многие ребят мало обеспокоены своими оценками, практически на всех уроках ведут себя невнимательно, не выполняют домашнего задания, потому что не хотят, не считают нужным извиниться за невыполненное задание, не обещают его выполнить и принести позднее. К записи в дневнике: "Нет домашнего задания", "Безобразно вел себя на уроке", к неудовлетворительным оценкам относятся как к должному. Большинство ребят считает это нормой. Слабо успевают Ковтун И. Лафазан В. Болдарев М. Яготинцев А. Горбань А. Герасименко В.
Диагностика формирования учебной деятельности показала, что она сформирована у 8 ребят. Четверо детей еще не могут самостоятельно организовать учебную работу, а остальные близки к ее формированию.
Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные Хижняк И. Болдарев М. непоседы Руденко В. Давидюк А. Фролова Е.. спокойны и нерешительные Белоусова В. Герасименко В. Сухомлинова О. Астахова В. Мозговая С. Есть в классе леворукие дети. Это Руденко В. Горбань А. Дергустанов Р. В классе возникают и проблемные ситуации. Опоздание на уроки Давидюк А. Лафазан В. подраться Хижняк И. Яготинцев А. Руденко В. Ковтун И. Постоянно забывают записывать домашнее задание в дневник Руденко В. Ковтун И. Хижняк И. и Яготинцев А. Учебный процесс и воспитательную работу в классе планирую с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.
В классе сложились определенные традиции. Это праздновать окончание учебного года Вот и стали мы на год взрослей, Праздничный концерт Для милых мам, концерт ко дню защитника отечества С Днем защитника Отечества. Можно выделить классные дела.
Классные часы (тематические два раза в месяц)
классные собрания (один раз в четверть)
различные тематические игры познавательно-развлекательного характера типа "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Счастливый случай" и т. п.
классные вечера, "огоньки", дни именинника
различные экскурсии познавательного и развлекательного характера культпоходы в театр и кинотеатр, на концерты и праздничные гуляния
трудовые дела (участие в акциях милосердия, субботниках, помощь младшим товарищам и престарелым) спортивные соревнования, игры типа "Папа, мама, я - спортивная семья"
дальние экскурсионные поездки
турпоходы
выпуски классной газеты
работа по оформлению своего прикрепленного кабинета
день рождения класса.
Многие мероприятия, поездки проводятся совместно с ребятами из параллельных классов.
Вся работа направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.
Психолого-педагогическая характеристика класса начальной школы
Характеристика школьного класса, отражающая педагогические и психологические результаты исследований – это основополагающий документ начальной школы, без которого невозможно получить впечатление о классе в целом и об учениках, его составляющих. Характеристика класса позволяет раскрыть сильные стороны коллектива и определить слабые места, требующие педагогической коррекции.
В психолого-педагогической характеристике важно все: чем больше сведений об учащихся, тем объективнее документ.
Психолого-педагогическая характеристика класса предполагает настойчивый и кропотливый сбор данных об учениках. Характеристика несет информацию о поведении детей и их успеваемости, об интересах и способностях, о физическом и умственном развитии. Информацию можно получить из личного дела, из материалов классного журнала, путем непосредственного наблюдения за учениками во время уроков и во время внешкольных мероприятий, с помощью тестов, анкет и специальных психологических методик, а также беседуя с учениками и их педагогами.
Исключительно важной будет педагогическая характеристика класса для нового учителя, к которому сформировавшийся класс пришел впервые, а также для педагогического состава школы в целом.
Основные сведения, которые должны отражаться в характеристике класса начальной школы
Написание развернутой характеристики на класс
Развернутый план написания характеристики класса
Характеристика классного коллектива
I. Общие сведения о классном коллективе история его формирования.
1. Количество учащихся, из них мальчиков, девочек.
2. Возрастной состав.
3. Изменения состава класса, происшедшие в течение года.
4. Слияния с другими классами.
5. Смена классного руководителя, причина.
6. Характеристика семей учащихся наличие социально-неблагополучных семей.
IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, принципы формирования, его работа.
2. Характеристика активистов.
3. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.
4. Организация класса для участия в школьных мероприятиях.
5. Связь классного коллектива с общешкольным.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
1. Степень сплоченности.
2. Ценностно-ориентированное единство класса.
3. Общественное мнение в классе проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи развитие критики и самокритики.
4. Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
5. Наличие группировок, их влияние на класс.
6. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
6. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся.
7. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
8. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.
VI. Общие выводы.
1. Специфические черты коллектива, стадия его развития (по А.Н. Лутошкину).
2. Характер общего эмоционального климата в коллективе удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса.
3. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
Характеристика класса
Автор: Попова Людмила Викторовна, педагог-организатор
Характеристика 5 класса Ермаковской основной общеобразовательной школы Слободо-Туринского района.
Класс состоит из 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек. Социальный статус – средний.
Дети проявляют активность в общественной жизни школы и класса. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняют любую работу.
Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя.
В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, а так же сформирован актив, который занимается решением проблемных вопросов и организационными моментами, вовлекая в эту деятельность остальных членов класса.
Микрогруппы образовались на основе симпатий, а также общности интересов. Отношения между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они всегда могут положиться друг на друга и не боятся отвечать за чужие поступки. Их мнения всегда и во всем совпадают. В классе нет соревнования между учащимися, они не стараются казаться лучше всех.
Дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.
Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.
Дети очень самостоятельны (могут самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности), требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
В классе доминируют коллективная и деловая направленности личности. Поступки учащихся определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами. Проявляют интерес к совместной деятельности. Деловая направленность группы отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно учащиеся стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются наибольшей продуктивности группы и поэтому стараются доказать свою точку зрения, которую считают полезной для выполнения поставленной задачи перед классом.
У каждого ученика имеется свободная морально-психологическая позиция, т.е какая-либо удовлетворенность классом, его успехами. Учащиеся всегда свободно выражают свои мнения.
Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Учащиеся постоянно осуществляют свои интересы на деле. Класс коллективно планирует общие дела, и сразу же распределяют поручения между учащимися. Поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга. Бывают моменты, когда 3 мальчика опаздывают на уроки, что связано с их общим интересом – игрой в теннис. Остальные учащиеся очень резко реагируют на опоздание мальчиков, стараются убедить их в том, что своим опозданием они проявляют неуважение к учителю и учащимся, а также задерживают урок.
Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися группы не наблюдалось. В основном возникают конфликтные ситуации с учащимися других классов, т.к. учащиеся 5 класса очень восприимчивы, всегда готовы отстоять мнение класса. Но такие конфликты решаются тогда, когда класс отстоит свою точку зрения. Дети всем классом отстаивают интересы даже одного из учащихся.
Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы. Учащиеся 5 класса очень хорошо относятся к окружающим: и к педагогам, и к другим детям. Они всегда приветствуют учителей и друг друга. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
По всему вышесказанному можно определить следующие рекомендации по развитию коллектива:
• проведение мероприятий по темам: «Основные этические принципы взаимоотношений», «Поведение в конфликтной ситуации: умения и ценности» .