Воскресенье, 19.05.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Ходатайства и заявления | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Оформление решений [43]
Отчетность [31]
Отдел кадров [73]
Протоколирование событий [61]
Правила переписки на фирме [67]
Как правильно преподнести себя [56]
Урегулирование споров [28]
Характеристики и рекомендации [70]
Обращение в суд [75]
Заявления для предприятия [14]
Оформление сделок [91]
Хозяйственные и другие договоры [91]
Примеры актов [82]
Справочник руководителя [74]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СУДЕБНЫЕ ШАБЛОНЫ
Главная » Статьи » Характеристики и рекомендации

Характеристика на подростка образец

Характеристика

Что такое характеристика и как написать характеристику?

Для начала давайте узнаем, что такое характеристика ?

характеристика на подростка образец Характеристика - это составление анкетных данных лица на которого складывается этот документ. Этот документ составляется организацией или учебным заведением в которой исполнял свои обязанности или учился человек, для предъявления по месту требования, например: военкомат, высшее учебное заведение, училище, и так далее.

Составить характеристику, не такое это и сложное дело, если иметь в наличии план составления или шаблон.

Для облегчения написания характеристики ниже мы приводим план составления характеристики.

Текст характеристики состоит из четырех частей:

1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).

2. Сведения об деятельности или учебе (с какого года работает или учится, где, отношение к работе, учебе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, или владения учебным материалом).

3. Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскание): отношения в коллективе.

4. Выводы: указание, куда подается характеристика.

В характеристике можно описать эффективно - эмоциональную сферу человека, это темперамент, тревожность, личностность, поведение человека в определённых ситуациях. Если характеристика на подростка, то можно описать его отношения со взрослыми, отношения с ровесниками, поведение в различных ситуациях, агрессивность.

Также можно указать познавательные процессы, внимание, стойкость, колебания.

В характеристике можно описать память человека, произвольная слуховая память, произвольная зрительная память, и т.д.

Можно описать какое у человека мышление, образное, логическое, конкретное, творческое, также длительность процессов мышления.

Характеристика допускает описание особенностей морально-волевой сферы, это: самооценка, волевые качества в поведении, стойкость интересов человека.

Также в характеристике нужно указать уровень общения и отношения между людьми, это коммуникабельность, конфликтность, социометрический статус в коллективе.

Для примера ниже мы приводим образцы характеристик.

Психолого-педагогическая характеристика подростков

Форма проведения – лекция, практикум

По мнению взрослых, самыми «трудновоспитуемыми» оказываются учащиеся 8-9 классов. Этот период приходится примерно на 14-15 лет. Трудность обусловливается промежуточным положением детей этого возраста. С одной стороны, они выпускники 9-летней школы, с другой – в старшем школьном звене они самые младшие. Главная их забота – найти свое место в среде старшеклассников, доказать, что они уже взрослые, независимые и могут принимать ответственные решения. Но формы такого самоутверждения – наивны (дерзкое слово учителю, закурить и т.д.) Девочки в этом возрасте осмотрительнее мальчиков, влюбляются чаще в тех, кто старше. 9 класс – переходное время, время выбора, время решений. Перед ними три пути продолжения образования: 10 класс, училище, колледж. Различная ориентация вызывает раскол в среде школьников. В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению. Подростки к моменту окончания неполной (средней) школы не всегда в состоянии выбрать профессию и соответственно дальнейший путь обучения. Многие их них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса. Другие же, недовольные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что потом будет, им тоже неясно и внушает опасение. Устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший – плохой), оно идет как бы в обратном направлении, проявляясь во все большей избирательности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» дети начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У девятиклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Главное психологическое приобретение этого периода – это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается внутренне «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма самокритики ребенка в этот период. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого – понимание и самораскрытие. Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Тему доверительного общения с отцом по содержанию связаны, прежде всего, с перспективами личности детей, с их планами и устремлениями на будущее. Кроме проблем, связанных с жизненными планами на будущее, в круг тем общения с матерью входят темы, связанные с учебной деятельностью и особенностями жизни в семье.

В этом возрасте дружба становится избирательной. Среднее количество друзей своего пола у мальчиков несколько уменьшается по сравнению с предыдущим возрастным периодом, а количество приятелей, наоборот, растет. При этом у девушек друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у девушек, и у юношей преобладают сверстники. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С одной стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Для девятиклассников, как и для других старшеклассников, собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще всего мнимыми «победами» и т.д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно.

Под характером мы понимаем стиль поведения человека в процессе общения с людьми. Если у подростков начинается осознание личностных свойств и своего стиля поведения в ходе контакта с людьми, то в юношеском возрасте этот процесс усложняется – старшеклассники начинают сознательно работать над совершенствованием своей манеры общения. По данным подростковых психиатров, у многих подростков наблюдается так называемые «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющего поведения. К группе риска относятся подростки с повышенной возбудимостью, склонные к резким перепадам настроения, повышенной утомляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, истеричностью.

Рассмотрим психофизические особенности акцентуированных личностей. По некоторым специфическим акцентуированным признакам в психиатрии различают несколько категорий людей: астеники, гипертимы, эмоционально-неустойчивые, эпилептоиды и истероиды.

Астеники. Астенический тип в переводе с греческого означает физически слабый. Некоторое отставание в физическом развитии не позволяет им наравне со всеми заниматься спортом. Такие люди с трудом адаптируются в сложных ситуациях, а попав в них, стараются быстрее найти выход. Оказавшись в сложной ситуации, такой человек может накричать на собеседника. Это реакция скорее всего защитного характера, так как астеник, не зная, что сказать или сделать, пытается избавиться от собеседника, избежать дальнейшего разговора с ним. В большинстве своем эти подростки спокойны и неконфликтны. Они склонны к уединению. Астеники нерешительны, неуверенны, склонны во всем сомневаться, поэтому они недоверчивы к людям. К обещаниям относятся скептически, а встретившись с обманом, глубоко переживают. Повышенная чувствительность порождает необходимость взвешивать каждый шаг. Тревожная мнительность, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страх за близкого ему человека сильнее, чем опасения за себя.

Гипертимы. Физиологические особенности: развитая мускулатура, широкие плечи, плотное телосложение. Они склонны к ожирению. Они люди настроения, которое часто меняется. Преобладают фазы повышенного настроения. Если он готовит уроки, то у него лучше получается делать их вместе с родителями. Они плохо воспринимают критику, самокритика ослаблена. Гипертимы обладают творческими способностями. Они инициативны, энергичны, изобретательны. Эти качества дополняются веселым нравом. Такие люди берутся за многое, но зачастую бросают начатое. Не доведя его до конца. Поэтому необходимо приучать его к постоянству, упорству в труде, доведению дела до конца, верности своему слову. Круг его знакомых велик. Следует уделять внимание качественной характеристике его общения. Практика свидетельствует, что когда количество друзей с отрицательной направленностью преобладает над положительными, то творческие способности гипертима могут быть обращены на антиобщественные поступки.

Эмоционально-неустойчивые. Их отличает невыдержанность, нетерпеливость и, как следствие, недостаточная управляемость. Им свойственны крайние формы проявления как отрицательных, так и положительных эмоций. Негативные эмоции могут выражаться в крикливости, драчливости, а позитивные – в бурном смехе по незначительному поводу. Реакция этих людей чаще всего импульсивна. Свои антипатии они не скрывают. Наоборот, дают волю раздражительности, любят ссориться по всяким пустякам. Их требования зачастую необоснованны и завышены. Компромиссов в конфликтах не ищут. Несмотря на агрессивность, они боятся наказания, легко подчиняются силе. Эти люди не любят подчиняться установленным правилам, поэтому, несмотря на большую эмоциональную активность, они в большинстве своем одиноки. Практически 2/3 подростков с эмоционально-неустойчивой акцентуацией выходцу из неблагополучных семей. Но эти люди обладают обостренной потребностью в откровенности. Как правило, из них выходят так называемые правдоискатели.

Эпилептоиды. Главными чертами эпилептоида являются вязкость, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Общее физическое развитие нередко опережает другие типы подростков. Огромная целеустремленность их формирует у них сверхидею, которой они руководствуются довольно продолжительной время. Поводом для возникновения у них аффектного состояния может послужить незначительное ущемление интересов, касающихся сверхидеи, и оно сопровождается безудержной яростью, циничной бранью, жестокими побоями, безразличием к слабому и беспомощному противнику. Для него характерна работоспособность, аккуратность, предпочитает работать в одиночку. Плохо переносит контроль и вмешательство в свои дела. Отмечается робость у этих людей, поэтому за некоторые дела они берутся - боятся «опростоволосится» либо эти дела не отвечают сверхидее.

Истероиды. К главной особенности подростков такого типа можно отнести их стремление казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Эти люди повсюду стараются обратить на себя внимание. Однако их достижения поверхностны, привязанности непрочны, а интересы неглубоки. Он избирателен в общении. Для него важно контактировать с тем, кому он нравится. Он склонен к необдуманным поступкам. В случае конфликтной ситуации истероид теряется на мгновение, но затем бросается в атаку. Агрессия выражается в крике, ругани, исключая физическое насилие. Наряду с указанными качествами следует выделить умение быстро вживаться в ситуацию. Ему не нужно мучительно приспосабливаться к неожиданно изменившейся обстановке. Их отличает стремление выделиться.

Указанные характеристики акцентуированных признаков подростков, конечно, не определяют личность в целом, а лишь раскрывают отдельные ее стороны. Это обусловлено тем, что перечисленные признаки существуют у каждого человека в комплексе. Главной же особенностью такого сочетания является доминирование одной из двух типичных черт, но при условии сохранения остальных.

Вероятно, некоторые люди до конца жизни так и не осознают своих акцентуаций. Но есть такие люди, которые понимают причины возникновения у них негативных свойств и избавляются от них навсегда. В неблагоприятных случаях не осознаваемые акцентуации усиливаются настолько, что требуется вмешательство специалистов, чтобы не допустить развития патологического психопатического характера. Это происходит тогда, когда подросток использует акцентуированные свойства характера как приемы, позволяющие решать его проблемы. Например, девочка с истероидной акцентуацией понимает, что ее сильные эмоциональные вспышки со слезами на глазах вызывают у окружающих жалость и сочувствие. Если родители всякий раз при виде слез девочки выполняют все ее желания и капризы, то истерическое поведение развивается, приобретая все более изощренные формы. Если подросток видит, что его возбудимость сильно пугает окружающих, то рано или поздно он начинает пользоваться этим для подчинения себе людей. Когда тревожно-мнительный подросток обсуждает с родителями каждую фразу, каждый жест учителя или кого-либо из значимых сверстников и родители усматривают в них какой-то подтекст или тайный смысл, то у ребенка развивается тревожность, мнительность, скрытность, подозрительность, недоверие к людям.

Посткритическая фаза (на рубеже 9 класса) оказывается сегодня самой трудной для взрослых. Если в предкритическуюфазу взрослому бывает достаточно видеть нарушения поведения подростка, понимать, что они естественны, и быть терпимым к ним, то в посткритическую фазу такая тактика оказывается малорезультативной. И уже бессмысленна столь часто наблюдаемая в 8-9 классах непримиримая борьба взрослых с подростками как носителями бесчисленных недостатков и отклонений. Единственная продуктивная тактика по отношению к подросткам этого возраста – активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя. Для большинства современных взрослых такая помощь подростку оказывается не реализуемой по целому ряду причин. Во-первых, взрослые чаще всего просто не видят положительные сдвиги, приобретения нового этапа в развитии личности, а если и отмечают какие-то позитивные изменения, то лишь в предельно абстрактном виде. Родители склонны оценивать девятиклассников как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности, характера, поведения. Поражает тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых родителей по отношению к детям данного возраста: «девочки распущенные, спят, с кем попало», «у Веры на уме одно потребительство». Во-вторых, юным для выработки собственных критериев, ценностей необходимо соотносить их с критериями, ценностями, мировоззренческими установками близких взрослых, вступать с ними в диалог. Но вести такой диалог взрослым сегодня особенно трудно. Те изменения, которые происходят в нашей жизни, внесли сумятицу, неопределенность в сознание многих людей. В этих условиях дети часто приходят к такому представлении (цитируем слова одного из школьников): «Мы понимаем современную жизнь лучше, чем взрослые, мы можем ее объяснить». Взрослые, однако, совершенно не расположены слушать монологи подростков «про жизнь», т.к. не могут расстаться с о своей позицией ведущих, воспитывающих, объясняющих, короче – «находящихся над».

Тест «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?»

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок музыки. Что вы делаете:

А) выполняете просьбу и смотрите рок шоу вместе с ней

Б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм

В) обещаете купить для нее портативный телевизор

Г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок шоу?

2. Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе

Б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость

В) маленьких взрослых

Г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3 .Поговорим о вашем возрасте:

А) знают ли дети, сколько вам лет

Б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми

В) скрываете ли вы свой возраст от детей

Г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

4. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу:

А) посчитаете, что это его личное дело

Б) станете подшучивать над его женственностью

В) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными

Г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

5.Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

А) затыкаете уши ватой и делаете свои дела

Б) уменьшаете громкость

В) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется

Г) говорите, что это потрясающее, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

6. При споре с детьми вы:

А) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе

Б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен

В) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка

Г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

7. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

А) предоставляете их сами себе: пусть делают, что хотят

Б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных

В) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же взрослыми

Г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом, на случай, если что-то произойдет?

8. Когда вы пытаетесь, вести себя так будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете:

А) чтобы быть с детьми в хороших отношениях

Б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте

В) потому что это может дольше удерживать семью вместе

Г) потому что это для вас естественно?

9. В отношениях со своим детьми вы:

А) обращаетесь с ними как со взрослыми

б) обращаетесь с ними как с маленькими

в) стремитесь быть их приятелем

Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу

ЛОЗОЦЕВА Валентина Николаевна

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К СВЕРСТНИКУ КАК К ОБРАЗЦУ

XXV съезд КПСС обосновал необходимость комплексного подхода к проблемам воспитания всесторонне развитой личности. В плане реализации этих решений съезда важнейшей задачей психологов является разработка совместно с педаго­гами научно обоснованной программы комплексного подхода к воспитанию личности на различных возрастных этапах. Это предполагает широкое развитие научных исследований, раскрывающих закономерности психического развития человека от рождения до зрелости.

Наша работа, выполненная в русле исследований, посвященных изучению развития и формирования личности под­ростка, направлена на изучение проблемы отношения подро­стка к сверстнику как к образцу. Говоря о сверстнике как образце для подростка, мы имеем в виду то обстоятельство, что сверстник может выступать в функции носителя привлекаю­щих подростка личностных качеств, которые становятся для него предметом усвоения.

Актуальность темы объясняется, прежде всего, тем, что подростковый возраст является еще недостаточно изученным. Данные разнообразных психолого-педагогических исследований, как советских, так и зарубежных, говорят о том, что в этом возрасте происходят существенные изменения в формировании сознания и личности. У подростка появляется интерес к анализу нравственно-психологических качеств личности другого человека, изменяется оценочное отношение к окружающим, развивается самооценка, при этом происходит перестройка сложившейся ранее системы взаимоотношений с другими людьми. Особую роль в новой системе взаимоотно­шений с окружающими начинает играть товарищ-сверстник. Известно, что влияние на подростка товарищей, как положи­тельное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако пути и механизмы такого влияния изучены мало. Это за­мечание в полной мере относится и к исследуемой нами про­блеме воздействия на подростка товарищей-сверстников в ус­ловиях, когда он ориентируется на сверстника как на образец для себя.

Изучение данного вопроса связано с важнейшими для развития личности подростка проблемами: формированием идеала и жизненных ценностей, развитием самосознания и самовоспитания, динамикой содержательной основы и норм лич­ных отношений с товарищами. В психологических исследованиях, посвященных изучению процесса формирования венных идеалов, бы то выявлено наличие у школьников различных по степени конкретности и приближенности  к их жизни образцов (высокие идеалы и примеры из окружения), среди которых есть и сверстники, товарищи (Н. Д. Левитов, 1941 М Г. Казакина, 1970 Н. И. Судаков, 1976). Однако проблема равнения подростка на сверстника как на образец в этих исследованиях никак не выделялась. Впервые она была постав­лена в качестве одной из важнейших проблем формирования личности в многолетнем исследовании вариантов развития подростков, осуществленном под руководством Д. Б Эльконина и  Т. В.Драгуновой. Этими авторами было показано, что существует зависимость между развитием общения подростка с товарищами, усвоением морально-этических представлений и сдвигами в развитии самосознания. Звеном, связывающим эти процессы, является выделение образцов, ориентирующих поведение, деятельность и отношения подростка. У большинства изученных школьников кто-то из товарищей, одноклассников был образцом для подражания и самовоспитания. (См.Возрастные и индивидуальные особенности младших  подростков).Ред. Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, М. 1967.

Драгунова Т.В.   Психологические особенности  подростка — «Советская педагогика», 1972, № 8

В своей работе мы отталкивались от данных вышеупомянутого исследования и исходили из выдвинутого Т. В Драгуновой предположения, согласно которому сверстник является для подростка образцом особого рода, отличающимся от образца-взрослого. Взрослый — это образец, практически трудно досягаемый, его качества часто проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, которые еще отсутствуют у школьника. При ориентации подростка на товарища, с целью приоб­рести сходные качества, создаются оптимальные условия для продуктивности процесса сравнения, а тем самым и для осо­знания и оценки собственных особенностей, для самовоспита­ния, поскольку подростку легче сравнивать себя со сверстником (чем с взрослым) и видеть собственные недостатки и успехи.

Цель нашего исследования заключалась в эксперименталь­ной проверке этого предположения и в выявлении особенно­стей равнения подростка на сверстника как на образец. В ходе исследования решались следующие основные задачи: 1) получение данных о месте сверстника среди других образцов подростка и выявление меры сходства нравственно-психологического содержания образцов-взрослых и образцов-сверстников 2) выявление возрастной динамики привлекательности образцов из числа сверстников 3) получение данных о том, в какой мере подростки равняются на своих одноклассников, каковы особенности образцов-одноклассников, каково их по­ложение в коллективе 4) выявление обстоятельств, влияющих на выбор образца, благоприятствующих и не благоприятствующих равнению на другого человека: взрослого и сверстника.

Основным объектом нашего исследования были подростки (учащиеся V—VIII классов). Для получения более широкой сравнительно возрастной картины образцов исследовалась и более младшая возрастная группа, учащиеся III класса.

Поставленные исследовательские задачи требовали разных методов исследования. Поэтому наше исследование по сво­ему методическому типу одновременно является экстенсив­ным и интенсивным, а именно, сбор массового материала со­четается с детальным изучением группы подростков одного класса на протяжении двух лет (в VI и VII классах). Массо­вым исследованием было охвачено 1258 учащихся III, V— VIII классов. Материал собран в школах Москвы, Украины и Туркмении (русские школы). Объектом детального изучения была группа подростков одного класса (39 чел.) школы № 345 г. Москвы.

В исследовании получены новые научные данные, имеющие определенное теоретическое и практическое значение.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые специально исследован вопрос о месте сверстника среди образцов, ориентирующих поведение, деятельность и отношения подростка. Выявлены возрастные тенденции в ориентации школьников на образцы разных категорий (в диапазоне с III по VIII класс) и мера сходства нравственно-психологического содержания образцов-взрослых и образцов-сверстников.

2. Впервые изучены представления подростков о различ­ных обстоятельствах, благоприятствующих и не благоприятствующих равнению на другого человека — взрослого и сверстника. Эти данные углубляют представления о специфике воз­действия па подростка образцов разных возрастных ка­тегорий.

3. Выявлены некоторые мотивы равнения подростка на сверстников, порождаемые общением с ними. В этих мотивах отразились жизненно важные для самого подростка проблемы, реально побуждающие его к самопознанию и самосовер­шенствованию в процессе ориентации на сверстника как на образец.

4. Исследован вопрос о том, какую функцию выполняет равнение на сверстника в характерном для подросткового возраста стремлении к взрослости.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования полученных результатов в практике воспитания подростков. Выявленные в исследовании данные показали, что трудности, с которыми подросток сталкивается, равняясь на другого человека, двоякого рода — они связаны как с выбором образца, его поиском, так и с возможностью получения необходимой помощи в самовоспитании. Подросток предпочитает помощь такого человека, с которым его связы­вают дружеские или товарищеские отношения. Выявленные в нашем исследовании данные относительно трудностей, испы­тываемых подростками в установлении таких отношений с взрослыми, важны как для практики школьного и семейного воспитания, так и для разработки психолого-педагогических проблем наставничества.

Полученные в исследовании выводы о месте и роли сверстника в формировании личности в подростковом периоде необ­ходимы для построения программы воспитательной работы, адекватной особенностям и возможностям данного возраста.

Апробация. Содержание работы докладывалось на двух Всесоюзных конференциях (в г. Краснодаре, в  г. Карачаевске, 1976) и на международном семинаре молодых ученых и аспи­рантов АПН СССР и АПН ГДР (в г. Тирасполе, 1978).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

В своей работе мы опирались на данные советских психо­логических исследований, развивающих мысли Л. С. Выгот­ского о том, что формирование нравственной сферы ребенка предполагает усвоение уже имеющихся в обществе форм и способов поведения, существующих в виде готовых образцов, и что высшие психические процессы складываются у человека первоначально внутри взаимоотношений с другими людьми.

Существенный вклад в изучение условий, при которых объективно существующий образец становится субъективно значимым и регулирует поведение ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте, внесли работы Д.Б. Эльконина и Л.И. Божович. Появление у ребенка 3—4 лет зачатков прои­звольного поведения Д.Б. Эльконин связывает с возникновением нового типа взаимоотношений между ребенком и взрослым. Л.И. Божович прослеживает возникновение у ребенка-дошкольника моральной мотивации, определяющей его поведение. Немаловажное значение для нас имеют также резуль­таты исследований по проблемам возрастных особенностей формирования личности подростка, изложенным в работах Б.Г. Ананьева и Л.И. Божович.

Непосредственное отношение к задачам нашего исследова­ния имеют данные, полученные при изучении вариантов раз­вития подростков, проведенном под руководством Д.Б. Эльконина и  Т.В. Драгуновой. Материалы этого исследования показывают, что важнейшим моментом усвоения подростком объективно существующей морали является выделение образ­цов, на которые он ориентируется в своем поведении и деятельности. Образцы могут быть различны по содержанию и степени конкретности, а их носителями являются не только взрослые, но и товарищи. В одних образцах воплощается представление о взрослости, проявляющейся во внешнем об­лике, манерах, новых правах. Следование таким образцам заключается в подражании (моде, курению, лексикону). В других образцах основное место занимают моральные, ин­теллектуальные и физические качества. Следование им приводит к возникновению элементов самовоспитания. Усвоение образцов происходит в практике отношений подростка со взрослыми и его отношений с товарищами-сверстниками.

Анализ психологической литературы показывает, что про­блема отношения подростка к сверстнику как к образцу, еще не изучалась в качестве особой, самостоятельной, однако, в ряде работ советских и зарубежных авторов уже накоплен некоторый фактический материал о влиянии сверстников на формирование личности подростка. Из отечественных работ особо необходимо отметить данные, полученные по вопросу о формировании идеалов школьника (Н.Д. Левитов, Л.Ю. Дукат, М.Г. Казакина, Н.И. Судаков и др.), о дружбе школьников (И.В. Страхов, Р.Г. Селиванова, И.Э. Стрелкова и др.), о взаимоотношениях в коллективе (Т.Е. Конникова, Я.М. Коломинский, Р.Д. Тригер, А.Б. Ценципер, А.А. Шнирман и др.), о подражательной деятельности (А.Г. Ковалев, В.А. Просецкий и др.), о развитии мотивационной сферы подростка (Л.И. Божович, П.М. Якобсон и др.), о самовоспитании (И.И. Купцов, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.), о восприятии подростком другого человека и себя (А.А. Бодалев, В.Н. Куницына). В работах А.П. Гуркиной, В.А. Крутецкого, Е.С. Махлах содержатся данные об осознании подростками и старшими школьниками нравственно-психологических качеств личности.

В определенной мере нами учитывались и данные зарубежных психологических исследований. Это данные о значении примера сверстника, изложенные в работах представителей теории «социального изучения» (А. Бандура, Р. Уолтерс, У. Бронфенбреннер), результаты исследований детских и юношеских идеалов (Э. Мейман, С. Холл, М. Фэлан, Кэролл, Р. Хэвигхарст, М. Робинсон, М. Дорр), данные о влиянии группы сверстников на формирование личности подростка (Ф. Болтон, Ж. Варендонк, Д. Коулмен, Л. Кол, М. Поллард и Б. Джогиджан, Н. Хэмм и К. Ховинг и др.).

По своему замыслу наше исследование отличается от работ, посвященных изучению идеалов подростка, в которых вы­ясняется, на кого они хотят быть похожими в будущем. Нас, прежде всего, интересовало, на кого подростки равняются и хотят быть похожими сейчас, кому они подражают в настоящее время, кто сегодня является меркой для сравнения, самооценки и самовоспитания.

В основу нашего исследования легла гипотеза, согласно которой сверстник является для подростка образцом особого рода, отличающимся от образца-взрослого. Подростку лег­че равняться на сверстника, чем на взрослого, в силу того, что качества сверстника проявляются в близких ему жизненных ситуациях и на доступном для равнения уровне, ему легче сравнивать себя со сверстником, осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи. Сверстник — это мерка, позво­ляющая подростку оценивать себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого можно прямо равняться (Т. В. Драгунова, 1972).

Проверка исходных предположений осуществлялась как решение следующих задач:

1. Выяснить, какое место среди образцов, на которые рав­няются подростки, занимают сверстники, какие именно их качества привлекательны для подростков и какова мера сход­ства нравственно-психологического содержания образцов-взрослых и образцов-сверстников.

2.Выяснить, существуют ли на протяжении подросткового возраста изменения в выборе подростком образцов из числа сверстников и в нравственно-психологическом содержании привлекающих его качеств и особенностей.

3. Получить данные о том, что собой представляют одно­классники, на которых подростки стремятся быть похожими

(их положение в классе, выделяющие их особенности) каковы особенности воздействия таких образцов на одноклассников в реальных взаимоотношениях с ними.

4. Выявить обстоятельства, влияющие на выбор образца, благоприятствующие и не благоприятствующие равнению подростка на другого человека: взрослого и сверстника.

Методика. Поставленные в исследовании задачи определили необходимость вести его в двух направлениях и разными ме­тодами. С целью получения данных, раскрывающих факт рав­нения на сверстника на фоне общей возрастной картины об­разцов, был собран массовый материал. Учащиеся III, V— VIII классов писали сочинение на тему «О себе» (по единому для всех возрастных групп плану). Поставленные перед школьниками вопросы группировались вокруг трех проблем: представление о себе образец, на который хочется походить больше всего самовоспитание. Вопрос об образце в плане со­чинения формулировался следующим образом: «Есть ли такой человек, на которого ты сейчас хотел бы быть похожим больше всего? Опиши его: 1) Это реальное лицо или воображае­мый образ? 2) Сколько ему лет (взрослый, постарше тебя, сверстник)? 3) Каков он по внешнему виду? 4) Чем увлекается, интересуется? 5) О чем мечтает, к чему стремится? 6) Какие черты и особенности нравятся тебе в нем больше всего?» Всего получено 1258 сочинений (III класс — 205 V —230 VI —208 VII —411 VIII —204). Вторая часть ис­следования посвящена детальному изучению подростков од­ного класса на протяжении двух лет (с начала VI класса до конца VII). Материал собирался разными методами (наблюде­ния, беседы, сочинения, анкетирование, социометрия, обобще­ние независимых характеристик) в процессе постоянного ежедневного общения с подростками и совместной деятельно­сти в разных видах пионерской и внеклассной работы.

В первой части исследования на массовом материале было выявлено, что почти все младшие школьники-третьеклас­сники (98%) и подростки (94—99,5%) имеют в качестве об­разцов тех или иных людей, на которых они равняются. Уча­щихся без таких образцов или желающих походить «на самого себя» очень мало — от 0,5 до 6% в разных возрастных груп­пах. Все названные учащимися образцы были разбиты нами на три возрастные категории: 1) взрослые 2) ребята на 2 — 3 года старше (подростка или третьеклассника) 3) сверстни­ки. Внутри каждой возрастной категории образцов были вы­делены: 1) реальные люди (в категории «взрослые» выделялись «родители» и «другие взрослые») 2) литературные образцы 3) собирательный, воображаемый образ. Сводные данные, позволяющие судить о возрастных тенденциях в ориентации учащихся на те или иные образцы, представлены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, школьники находят наиболее привлекательные для себя образцы не только среди взрослых. Для многих учащихся столь же привлекательными образцами являются сверстники и ребята постарше: в III, V—VIII клас­сах они составили соответственно 54 58,7 53,4 53,8 64,8%. Сравнивая начало и конец подросткового возраста, можно сделать следующий вывод: в начале подросткового возраста происходят существенные изменения в том, на кого равняются дети, происходит резкий поворот в ориентации на сверстника у старших подростков (VIII класс), с одной стороны, умень­шается количество образцов-взрослых, а с другой — возра­стает ориентация на более старших ребят и сохраняется боль­шое равнение на сверстников. Количество образцов из кате­гории «родители» с возрастом уменьшается. У мальчиков об­разцов из числа родителей вообще меньше, чем у девочек.

Вместе с тем наш материал, безусловно, свидетельствует о том, что в качестве образцов чаще всего выступают реаль­ные люди. В III, V—VIII классах такие образцы составляют соответственно 83,7 78 69,3 77,2 72,4% от их общего коли­чества. Это имеет место по отношению ко всем возрастным категориям: взрослым, ребятам постарше и сверстникам. Осо­бенно заметно преобладание реальных лиц над литературны­ми героями в образцах-сверстниках: в III, V—VIII классах—соответственно 23,1—2% 37,6—6,9% 26—7,7% 25,5— 2% 27—4%. Однако, если у младших школьников реальные взрослые занимают почти в два раза большее место, чем реальные сверстники (43,8—23,1%), то у подростков их соотно­шение совсем другое. Это ярче всего проявляется у пятиклас­сников: у них реальные сверстники называются в 37,6% случаев и преобладают над реальными взрослыми (33%). Ана­лиз материала сочинений учащихся показывает, что реальны­ми образцами-сверстниками являются одноклассники подростков, друзья, товарищи из пионерского лагеря, со двора. По­этому можно сказать, что тот «поворот на сверстника» в V классе, о котором мы говорили выше, раскрывается как ориентация на более или менее близких товарищей и знако­мых ребят, среди которых подростки находят образцы для себя.

Возможность выявить привлекающие подростка качества и особенности образца создавалась двумя вопросами плана сочинения, отвечая на которые, каждый писал о том, что ему больше всего нравится в человеке, на которого он хочет быть сейчас похожим, и чем именно он хочет быть похожим на него.

Таблица 1

Соотношение образцов различных категорий у учащихся III, V—VIII классов (в % от общего количества названных образцов)

Образец характеристика на подростка

Отправлено через 34 минут

Ориентировочная карта-схема психологической характеристики

Неоднократные беседы, обсуждение поведения на педсоветах, совещаниях при директоре, заседании профилактического Совета при администрации МО «Михайловское сельское поселение» положительных результатов не дают. Виктор стоит на внутришкольном контроле по поводу негативного поведения в школе. Воспитывается подросток в полной семье. Мать регулярно посещает школу по вызову классного руководителя и директора. Неоднократно семья посещалась на дому, где имеется все необходимое для успешного обучения и воспитания, однако все усилия положительных результатов не дают. Директор школы: Иванов И.И. Классный руководитель: Иванова М.С. Год.

Психологическая характеристика ученика (образец)

3oppo_бeз_Macки характеристика на подростка образец Новичек 295 сообщений

Отправлено через 58 минут

Источники: svatovo.ws, 59209s007.edusite.ru, www.childpsy.ru, vrnmuz.ru

Категория: Характеристики и рекомендации | Добавил: vasillapin (06.08.2015)
Просмотров: 3051 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024