Психолого педагогическая характеристика ученика 3 класс образец
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика 3 Е класса.
В 3 «Е» классе обучается 16 учеников, из них 10 мальчиков и 6 девочек. Большинство из них 2004 года рождения. Процесс обучения строится на основе принципов развивающей системы «Начальная школа XXI века». При этом особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.
С первых дней обучения в классе сформировалась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества: Асманова Валерия, Ахметшин Артур, Миниярова Алина, Нагирная Эвелина, Хисматуллин Марсель. Ученики этой группы внимательны и активны на уроках, Стараются показать наилучший результат. Между собой они общительны, но не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.
Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность, но справляются с домашними заданиями, за исключением 4 человек (Идрисов Паша, Имамутдинов Алмаз, Шафиков Ринат, Фаизов Эрик), которым адаптация к школе дается с трудом.
Все учащиеся 3 «Е» класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в школьной ярмарке, конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Классный коллектив сформирован. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом.
Многие ученики активно посещают спортивные секции и кружки другой направленности. Некоторые успевают посещать по 2 кружка.
Большинство семей, в которых воспитываются ученики 3 «Е» класса, имеют одинаковый социальный статус и примерно равны по возрасту. Но также существуют неполные семьи (Асманова В. Михеев Н. Фаизов Э.). Преимущественно родители интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
Шаблон для психолого-педагогической характеристики класса.
Психолого–педагогические характеристики
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке. Взаимосвязь познавательных и личностных особенностей у старшеклассников. Психолого-педагогический процесс как главный фактор формирования познавательных способностей.
диссертация [290,4 K], добавлена 03.08.2010
Социально-педагогическое содержание понятия "подросток", "подростковый возраст", "подростковые общества". Социальная педагогика как отрасль системы воспитания подростков. Экспериментальное изучение межличностных проблем в среде подростков.
дипломная работа [71,3 K], добавлена 20.11.2004
Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров, изучение их личностных качеств.
курсовая работа [26,8 K], добавлена 17.04.2009
План работы студента и воспитательных мероприятий на период летней психолого-педагогической практики. Самоуправление как эффективный способ развития у ребенка лидерских качеств. Психолого-педагогический анализ межличностных отношений в коллективе.
отчет по практике [1,0 M], добавлена 27.01.2015
Общая характеристика подросткового детства. Психолого-педагогические доминанты развития (формирование стереотипа, собственной уникальности, необходимая потребность в любви). Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.
курсовая работа [72,3 K], добавлена 12.03.2014
Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности. Роль межличностных отношений и общения в учебно-воспитательном процессе. Критерии, предпосылки и условия формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.
курсовая работа [738,1 K], добавлена 29.04.2014
Проблема врождённых эмоций и чувств. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте. Специфика деятельности и роль психолого-медико-педагогической комиссии при работе детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
курсовая работа [43,2 K], добавлена 28.09.2011
Исследование психологического климата в студенческой группе, диагностика их межличностных и деловых отношений. Педагогический анализ урока математического развития на тему "Количество и счет". Разработка плана-конспекта пробного и зачетного занятий.
отчет по практике [633,1 K], добавлена 06.02.2011
Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса. Оценка внутренних возможностей содержания школьного курса физики с целью формирования познавательных интересов школьников. Методика проведения уроков-конференций, викторин и экскурсий.
дипломная работа [936,8 K], добавлена 07.07.2012
Психолого-педагогические основы работы в школе. Роль педагогической практики в формировании у будущих учителей методологических навыков. Основные аспекты преподавания географии. Воспитательные и внеклассные мероприятия, работа классного руководителя.
дипломная работа [52,7 K], добавлена 06.02.2011
Методика “ Рисунок человека”. Гуданаф Ф.
Уровень интеллекта.
Методика “ Дом, дерево, человек” Бах, Хуммер.
“Программа” Лурья А.Ф.
“10 слов ” Лурья А.Ф.
“Групповой интеллектуальный тест”
(изучение словесно-логического и математического мышления).
Тест ” Социометрии” Макаренко.
Изучали эмоционально - личностные особенности и конвективные сферы.
1. Провела психологическое исследования, направленное на эмоционально - личностные и познавательные сферы на Демидову Анну Юрьевну, ученицу 1 “В” класса ср. школы №3
2. Было проведено наблюдение на класс, на изучение межличностных отношений и определение психологического климата.
3. Был проведён тренинг для повышения и сплоченности класса.
Психолого-педагогическая характеристика на ученицу 1 “В” класса средней школы №3 с углублённым изучением предметов Демирову Анну Юрьевну 29.12.1998 года рождения
I. Демирова Анна Юрьевна 29.12.98 г.р. обучается в 1”В” классе ср. школы №3. Классный руководитель Колова Роза Терентьевна.
II. Анна проживает с мамой, семья многодетная: 3-е детей - одна из сестёр учится в 7 - й школе.
III. У девочки слабый познавательный интерес, преобладает игровая мотивация, внимание не устойчивое. Слабое восприятие учебного материала. Зрительная - средний уровень, кратковременная - слуховая высокий, устойчивость знаний - низкая. Общий уровень словесно - логического мышления - высокий. Слабое усвоение учебного материала.
IV. Низкий социометрический статус легко вступает в контакт с окружающими людьми, нет постоянных друзей. Общительна, активна, демонстративна, склонна к мечтательности и достаточно развита самостоятельность. Патологические нарушения и влечения отсутствуют. Неопрятна, слабые навыки самообслуживания.
V. Испытывает трудности в чтении, письме, математике.
VI. Интеллектуальное развитие соответствует возрасту, хорошее творческое начало. Увлекается ИЗО деятельностью. Преобладают игровые интересы.
VII. Несформированная психологическая готовность к школьному обучению. Ярко выражена инфантильность, мешающая полноценному развитию познавательных процессов и интеллектуальной сферы.
Тренинг на сплочённость класса
- Здравствуйте дети!
- Сегодня у нас не обычный урок: мы будем считать, писать, читать.
- А познакомимся мы с вами с “миром психологии”.
Все садятся в круг и начинается тренинг. Каждый придумывает себе новое имя (это может быть название цветка, животного, насекомого, природного явления). Мы постараемся запомнить новые имена друг-друга ” Участник кидает мячик и называет своё имя, поймавший ученик, названное имя кинувшего мяч, затем кидает мяч следующему участнику и называет своё имя.
Следующее наше упражнение называется “Зеркало”.
Участники разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один человек из пары играет роль зеркала. Ему нужно копировать как можно точнее все движения партнёра. Затем партнёры меняются ролями. На 3-ем этапе игры возможна работа в парах без назначения ведущего.
Психологический комментарий
Данное упражнение заставляет участников глубже чувствовать друг друга, предвидеть возможности действия партнёра. На 3 - м этапе игры партнёрам приходится часто меняться ролями “ведущего” и “ведомого”, что подчёркивает преимущества сотрудничества в акте коммуникации.
Теперь давайте поиграем в игру “Кто как поведёт”
Организационная схема игры подобна предыдущей. Но при этом характеристика выбранного группой человека составляется при помощи описания некоторых ситуаций и поведения данного человека в заданных условиях.
Например: группа договаривается, что предметом игры будет выступать следующая ситуация: ”В транспорте ему наступили на ногу… ” Дальше описывается поведение человека. После того, как все участники выскажут свой прогноз (?) о поведении оцениваемого, ведущий должен ответить, кого выбрала группа. Для анализа могут быть предложены как бытовые, так и педагогические ситуации.
Психологический комментарий 2
Анализ критериев, на основе которых ведущий принял решение, помогает участникам не только приобрести опыт в понимании других людей, но и показывает зависимость поведения от индивидуальных черт характера, учит предвидеть возможную реакцию окружающих.
Давайте теперь проведём одно из упражнений, которое называется “Лучшее качество соседу слева”.
Участникам предлагается подумать и выбрать одно самое лучшее на их взгляд качество характера своего соседа слева. Игроки по очереди высказывают своё мнение, обуславливая его.
Затем группа анализирует высказывания и выделяет группу качеств, оказавшихся наиболее значимых для всех.
Психологический комментарий.
Упражнение направлено на создание тёплой атмосферы в группе, настраивает участников на позитивное отношение к себе и окружающим.
Группа делится на две команды. Одна команда исполняет роль актёров, другая - роль зрителей. Задача каждого актёра - мимикой, жестами, манерами изобразить некоторый образ, некоторую личность. На демонстрацию образа деется не больше минуты. Команда зрителей, проявляя внимательность наблюдательность, описывает по первому впечатлению возраст, образование, сферу деятельности личности, возможные увлечения, интересы и т.п. Команда актёров выходит из комнаты. Затем в комнату входит “незнакомый” человек, “ представленный командой актёров. Зрители распознают, что это за личность, задавая по одному вопросу на выяснение профессии, возраста, образования и т.д. но не прямо, а косвенно. Затем все вместе делают описание личности.
Психологический комментарий.
Игра даёт понять, из чего складывается первое впечатление о человеке, насколько важны внешний облик, выражение лица, осанка, содержательность речи, характер интонации. (?) Кроме того, игра даёт возможность участникам команды актёров почувствовать себя в роли другого человека, а участниками команды зрителей поупражняться в наблюдательности.
Каждый участник придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как нельзя лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому “подарили ” подарок высказывает своё мнение: действительно ли он рад этому.
Психологический комментарий.
Игра помогает участникам лучше узнать друг - друга, учит внимательнее относиться к чужим желаниям, доставлять радость окружающим.
Психолого-педагогическая х арактеристика 7”В” класса с редней школы №3 с углублённым изучением предметов
I. В 7 “В” классе учится 12 человек: 8 мальчиков и 4 девочки
Актив класса: Белов Илья, Болдин Илья, Галкин Костя, Уровень успеваемости класса ниже среднего. Низкий уровень дисциплины в классе, частые случаи воровства. Болдин Илья находится на группе инвалидности. Игнатов Алексей находится на индивидуальном обучении, состоит на учёте у эндокринолога, нарушена координация движений. У Виндюковой надежды - неблагополучная семья.
II. В классе средняя групповая сплочённость. Актив класса поддерживает авторитет. Умение подчинять и приказывать требовательностью. В редколлегии состоит Титова Алёна и Белов Илья. Взаимоотношения официального актива класса с неофициальным ровные, спокойные. Изредка возможны конфликтная ситуация.
III. Класс сформирован как коллектив, что проявляется в коллективистическом самоопределении, то есть относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива в классе сформирована ценностно-ориентированное единство, которое проявляется в сближении оценок, мнений, установок и позиции группы в нравственной деловой сфере. Действенная групповая эмоциональная идентификация, определяющаяся функционированием в группе высших нравственных ценностей, которые способствуют межличностные отношения: сформированные слабо.
IV. Эмоционального единение с коллективом присутствует в спортивной деятельности соревновательного характера и в общественной деятельности. У класса слабая мотивация учения. Отрицательные и положительные проявления возможны с повышенным уровнем коллективистического самоопределения.
V. Ведущее влияние на класс оказывает классный руководитель. Авторитет учителей принимает в связи с личностными особенностями их воздействия на класс. По возможности учителя используют подход к каждому ученику.
Психолого-педагогическая характеристика на ученика 7 “В” класса средней школы №3 с углубленным изучением предметов Иванюшкина Сергея Владимировича 17.05.1993 года рождения
I Иванюшкин Сергей Владимирович 17.05.93 г.р. обучается в 7 “В” классе (компенсирующего обучения) ср. школы №3.
II Сергей проживает в неполной семье: мама, бабушка, дедушка.
III У мальчика слабый познавательный интерес, внимание неустойчивое, низкий уровень распределения внимания. Низкая работоспособность. На уроках не всегда активен, часто невнимателен. Объем памяти средний. Ведущий тип памяти зрительный. Очень низкий уровень математического мышления. Низкий уровень словесно-логического мышления.
IV Спокойный, старается не вступать в конфликты как со взрослыми, так и со сверстниками. Уравновешен, дружелюбен. Патологические нарушения отсутствуют. Вид опрятный.
V Испытывает трудности в изучении точных наук: алгебра, геометрия, физика. В связи со слабым развитием математического мышления.
VI Интеллектуальное развитие немного ниже возрастной нормы. Творческие способности средние. Есть склонность к изобразительной деятельности.
VIII Слабое развитие логического мышления и недостатки в развитии познавательной сферы. Рекомендовано обучение в классе компенсации.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
1. Анкетные данные
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________
Школа, класс _______________________________________________________________
2. Сведения о состоянии здоровья.
1. Часто ли болеет /часто, средне, редко/________________________________________
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины: адекватная смена настроения: стабилен в проявлении настроения
2. на трудовую деятельность
3. на художественно-эстетическую деятельность
4. на достижения в спорте, туризме
5. на отношения между людьми
Б. Отношение к делу
I Общественная активность
1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем.
2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего общественного времени.
3. не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
4. Редко принимает участие в общественных делах.
5. Отказывается участвовать в общественных делах.
II Трудолюбие
1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.
3. Редко охотно берется за работу.
4. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело.
2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
3. Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.
4. Очень редко выполняет порученное ему дело.
5. Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
IV Вежливость, тактичность.
1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
3. Часто бывает невежлив и нетактичен.
4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Г. Отношение к себе.
V Скромность.
1. Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
VI Уверенность в себе.
1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
VII Самокритичность.
1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
Д. Волевые качества личности.
VIII Смелость.
1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник его сильнее.
1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.
5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Е. Положение ребенка в детском коллективе.
XI Авторитет в классе.
1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
3. Пользуется авторитетом только у части одноклассников / у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д./
4. Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
5. В классе авторитетом не пользуется.
XII Симпатия.
1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.
4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.
5. В классе его не любят.
XIII Авторитет во внешкольных объединениях.
1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания ______________/.
2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания ______________/.
3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений / в спортшколе, клубе _________________________/.
4. Я вляется членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется /спортшкола, клуб,______________________________/.
5. Не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоции.
I Внимание.
1. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
3. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за внимательности, при проверке не всегда исправляет их.
5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
II Память.
1. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разбирался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
III Мышление.
1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
2. Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
3. Удовлетворительно принимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения.
5. Принимает материал, только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные шаблоны.
IV Эмоциональная реактивность.
1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
V Общий эмоциональный тонус.
1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
Допущено Южным Отделением РАО в качестве учебного пособия для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
1.1. Конструктивные умения.
1.2. Коммуникативные умения.
1.3. Организаторские умения.
1.4. Исследовательские умения.
Функции методиста по педагогике и психологии.
II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы.
2.2. Изучение.
2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя.
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы.
III. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ.
3.1. Задания для собеседования.
3.2. Отчетная документация.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ.
V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.
5.3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
5.4. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
5.5. Примерная тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
5.6. Структура плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия.
5.7. Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его оценка.
5.8. Примерный план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач.
5.9. Примеры педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их анализу.
5.10. Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11. Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
5.12. Типичные ошибки студента-практиканта.
5.13. Рекомендации по самоконтролю и самоанализу педагогической деятельности.
5.14. Карточка учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем итоги педагогической практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Разработанное авторским коллективом учебное пособие включает программу и методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов 5 курса, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель». В функциональном отношении пособие выполняет роль связующего звена между теоретическим обучением в вузе и будущей самостоятельной работой студентов в школе.
В работе представлены требования к организации деятельности преподавателя психолого-педагогических дисциплин и студентов.
Содержание программы, методические рекомендации призваны обеспечить качественную подготовку будущего преподавателя к творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога-воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Программный материал дает будущему преподавателю целостное представление о профессиональной деятельности по формированию психолого-педагогических свойств личности.
Представленные программа, задания и методические рекомендации отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у будущих преподавателей комплекс психолого-педагогических умений: конструктивных, коммуникативных, организаторских, исследовательских.
Содержание психолого-педагогической практики по психолого-педагогическому блоку строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы изучение личности и коллектива воспитательную работу в классе в качестве помощника классного руководителя выполнение методической и исследовательской работы.
В пособии научно обоснована система заданий студентам-практикантам, отработаны критерии оценки.
Проектируемая система профессионально- педагогической деятельности предполагает достижение главного результата - формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей. Достижение данной цели обеспечивается выполнением студентом-практикантом комплекса научно обоснованных рекомендаций по психолого-педагогическому анализу урока, составлению психолого-педагогической характеристики личности и коллектива, подготовке внеклассных воспитательных дел, анализу педагогических ситуаций, работе с педагогически запущенными (педагогически непонятными) детьми, воспитательной работе с родителями, овладению диагностическими методиками (самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоконтроля) и др.
Педагогическая практика студентов выпускного - V курса Ставропольского государственного университета по дополнительной квалификации «Преподаватель» является одной из ведущих форм профессиональной подготовки. Она проводится в течение 10 недель, с отрывом от учебных занятий в образовательных учреждениях г.Ставрополя и Ставропольского края.
Педагогическая практика студентов V курса призвана обеспечить качественную подготовку будущего преподавателя к самостоятельному и творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога - воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Формирование психолого-педагогических свойств личности дипломированного специалиста обусловлено основными требованиями государственного и федерального компонентов к обязательному минимуму задач содержания и уровню их подготовки.
Основной целью педагогической практики студентов выпускного курса является формирование целостного представления о профессиональной деятельности преподавателя, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте педагогической профессии и его готовности к выполнению как образовательно-воспитательных функций, так и совершенствованию психолого-педагогических.
В этой связи, психолого-педагогическими задачами педагогической практики являются:
расширение профессиональной эрудиции, закрепление, углубление психолого-педагогических знаний, умение и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опыта самостоятельного применения учебно-воспитательной деятельности
формирование творческого мышления, индивидуального стиля в методах профессиональной деятельности и обучении, исследовательского подхода к ней
развитие потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом самоусовершенствовании
изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, передового и нетрадиционного опыта
внедрение в учебно-воспитательный процесс интегративных знаний по педагогике, психологии и частным методикам
осознание и принятие психологии и педагогики как учебных дисциплин, наук о творчестве и искусстве, возможности создания авторской педагогики.
При разработке данной программы и методических рекомендаций по психолого-педагогическому блоку авторы опирались на основополагающие государственные стандарты, Программу высшего образования, Проект национальной доктрины РФ, Программу развития и воспитания в РФ на 1999 - 2001 год, Концепцию воспитания СГУ.
Данное пособие направлено на оказание психолого-педагогической помощи студенту практиканту и включает следующие разделы: основные требования к организации педагогической практики комплекс формируемых у студентов педагогических умений, функций методиста-руководителя содержание, формы и методы работы систему заданий, критерии оценки педагогической практики методические рекомендации для самостоятельной работы в процессе педагогической практики подготовки отчетной документации.
Материалы, накопленные студентами в ходе педагогической практики, могут служить основой (опытно- экспериментальной базой) для подготовки выпускной квалификационной работы.
I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации педагогической практики основаны на следующих принципах:
единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме
личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности)
природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств учащихся, учет возрастных особенностей соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы)
культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру)
гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учащимися, терпимость к мнению других, доброта и внимание)
гуманизация образования и воспитания (приобщение личности к мировой культуре, научных, философских и религиозных картин мироздания, сущности, назначения и смысле жизни человека формирование личности, ее свободы умения выражать и обосновывать свою позицию)
дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия учащихся, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств учителей, родителей, условий семьи, социума создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации)
средовой подход в обучении и воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения - семьи, учреждения дополнительного образования привлечение к работе с учащимися учреждений науки, культуры, спорта, здравоохранения, священнослужителей, средств массовой информации)
эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений и общения)
рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к учащимся и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).
Многие студенты-практиканты готовятся работать преподавателями в условиях сельской школы. Такие студенты, в период педагогической практики, знакомятся с работой сельской школы, особенностями ее учебно-воспитательной работы в соответствии со спецификой конкретной школы или образовательного учреждения, но руководствуясь настоящей программой и методическими рекомендациями.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
В процессе педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.
1. Конструктивные умения:
определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива
наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах
обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся
осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ, гимназий, лицеев
проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся
осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.
изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя ГПД
проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями
осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности
обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам
составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.
2. Коммуникативные умения:
использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях
строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся
развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам
формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства
развить способность к педагогической рефлексии
уметь строить гуманные отношения с детьми
уметь выражать и обосновывать свою позицию
уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества
уметь мотивировать поведение и деятельность
владеть эмоциями и чувствами
уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.
3. Организаторские умения:
организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе
организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению
организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.
4. Исследовательские умения:
изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода
изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения
изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники
изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе)
сбор материалов по теме выпускной или дипломной работы, накопление эмпирического материала.
Функции методиста по педагогике и психологии.
через факультетского и группового руководителя устанавливает связь с закрепленными школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организатором внеклассной работы по ознакомлению их с задачами практики
провидит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы
способствует выполнению заданий по научно-исследовательской работе
принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в распределении студентов по классам, в утверждении индивидуальных планов работы
контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, воспитательные мероприятия, анализирует и оценивает их
проводит в соответствие с программой практики методические занятия со студентами в школе и консультации по вопросам воспитательной работы с учащимися и родителями по вопросам психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся
анализирует отчетную документацию совместно с групповым руководителем, оценивает работу каждого студента, уровень его психолого-педагогических способностей, психолого-педагогической культуры, участвует в проведении зачета и оценки работы студента
обеспечивает реализацию в процессе педагогической практики основных принципов и закономерностей психолого-педагогической науки
оказывает научно-методическую помощь педагогическому коллективу образовательного учреждения, классным руководителям
дает психологический анализ различным аспектам профессиональной деятельности студента-практиканта.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ,
ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Содержание деятельности студентов V-х курсов в ходе педагогической практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности преподавателя-воспитателя.
Основное содержание педагогической практики по педагогике и психологии носит интегративный характер и включает:
2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы
беседы с администрацией, учителями, руководителями методобъединений, классными руководителями, представителями родительских комитетов, совета школ о постановке учебно-воспитательной работы в школе
ознакомление с материально-техническим, дидактическим оборудованием школы, кабинетов, работой методкабинета, библиотеки в области внеучебной деятельности.
2.2. Изучение
плана воспитательной работы классного руководителя, классных журналов, личных дел, медицинских карт учащихся
форм и методов проведения внеурочной воспитательной работы с учащимися прикрепленного класса
отдельных учащихся и коллектива класса с целью проектирования их развития
форм и методов работы с родителями учащихся
психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивация учения, отношение учащихся к делам коллектива, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности учащихся и др.)
целостного образовательно-воспитательного процесса на основе теоретических знаний по педагогике и психологии (учет педагогами закономерностей развития личности, осуществление деятельностно-гуманистического подхода в обучении и воспитании, соответствие содержания, методов, форм, приемов и других педагогических средств возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и др.).
2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя:
изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном классе или коллективе
участие в проведении 2-3-х разных по содержанию, коллективных творческих дел класса или школы, в том числе общественно-политических, трудовых, спортивных, профориентационных
участие в подготовке и проведении (на выбор) таких форм воспитательной работы как классное собрание, классный час, беседа, диспут, родительское собрание, тематический вечер, КВН, «Счастливый случай» и др.
совместный с сокурсниками, учителями, методистами анализ конфликтных педагогических ситуаций, возникающих на уроке, во внеклассной воспитательной работе, во время общения
ведение индивидуальной воспитательной работы с «трудными» учащимися, учитывая их возрастные особенности посещение классов коррекции.
2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:
систематический анализ психолого-педагогической деятельности в дневнике (наблюдения за учащимися, разрешение конфликтных ситуаций, фиксация возникающих трудностей в период прохождения педпрактики и др.)
завершение самостоятельного исследования (эксперимент, наблюдения, анализ, обобщение опыта) по теме выпускной дипломной работы или доклада для научно-методической конференции
выполнение творческого индивидуального задания к итоговой конференции по педагогической практике
изготовление дидактического материала, технических средств, наглядности, раздаточного материала для методического кабинета.
III . СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД ПЕДПРАКТИКИ
Отчетные задания:
Посещение и психолого-педагогический анализ уроков.
Изучение личности или коллектива класса.
Проведение зачетного воспитательного мероприятия в закрепленном классе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ:
Наблюдение и анализ конфликтных педагогических ситуаций, возникающих во время педпрактики.
Ознакомление со школьной документацией и работой методобъединений учителей.
Изучение системы работы классного руководителя (воспитателя).
Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Анализ работы с «трудными» учащимися и классов коррекции.
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
По окончанию практики студент-практикант представляет методисту по педагогике и психологии следующую отчетную документацию:
Развернутый план-конспект одного из проведенных воспитательных мероприятий.
Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося или классного коллектива.
Психолого-педагогический анализ одного урока.
IV . КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Результаты педагогической практики студента V курса по психолого-педагогическому блоку оценивается по следующим критериям:
Организационно-методическая направленность деятельности
Инициативность, заинтересованность и активность в проведении воспитательной работы с учащимися
Наличие умений и навыков в области психологического анализа личности учащегося и классного коллектива
Стремление к самостоятельности и творчеству в педагогической деятельности.
Оценка по педагогике и психологии выставляется по 4-х бальной системе в соответствии со следующими требованиями.
Оценка «отлично» выставляется за:
выполнение на высоком уровне всех требований программы педагогической практики по педагогике и психологии
современное представление итоговой документации и успешное собеседование с преподавателем-методистом по педагогике и психологии
выраженное стремление к приобретению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков
активное участие в воспитательной работе класса и школы
умение правильно планировать и эффективно осуществлять установленные программой педагогической практики виды и формы психолого-педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
владение психолого-педагогическими приемами работы
самостоятельность, творческий подход к педагогической деятельности.
Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда студент выполнил все требования программы по педагогике и психологии, но при этом не проявил стремления к совершенствованию психолого-педагогических знаний, умений и навыков не отличался инициативностью, высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за:
наличие поверхностных знаний, неустойчивых умений в области психолого-педагогической деятельности
отсутствие активности в работе коллектива и школы класса
ошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов психолого-педагогической деятельности
слабое владение приемами психолого-педагогической работы с учащимися
отсутствие должностной инициативности, самостоятельности и творчества.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае невыполнения требований педпрактики (даже по одному из видов психолого-педагогической деятельности).
V . В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ
5.1. Схема психолого-педагогического анализа урока.
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.
Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок дисциплина и организованность в начале урока какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся.
Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне - (знакомство, понимание, умение и навыки) - демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие. механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся?
Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке:
Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?
Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия?
Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся?
Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока?
Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?
Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.
Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.
Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы.