Протокол аттестации рабочего места образец - Протоколирование событий - Ходатайства и заявления - Судебные шаблоны
Понедельник, 27.02.2017, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Ходатайства и заявления | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Оформление решений [43]
Отчетность [31]
Отдел кадров [73]
Протоколирование событий [61]
Правила переписки на фирме [67]
Как правильно преподнести себя [56]
Урегулирование споров [28]
Характеристики и рекомендации [70]
Обращение в суд [75]
Заявления для предприятия [14]
Оформление сделок [91]
Хозяйственные и другие договоры [91]
Примеры актов [82]
Справочник руководителя [74]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СУДЕБНЫЕ ШАБЛОНЫ
Главная » Статьи » Протоколирование событий

Протокол аттестации рабочего места образец

Образец - Протокол результатов оценки условий труда при аттестации рабочих мест (с 4 марта 2008 года)

ПРОТОКОЛ № _________

__ ___________ 20__ г.

Вид измерений (исследований) ____________________________________________________________

ТНПА на вид измерений (исследований) ____________________________________________________

Заказчик на проведение измерений (исследований) _________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Адрес заказчика: ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Цель проведения измерений (исследований) ________________________________________________

Какие рабочие места нужно аттестовывать?

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Согласно п. 4 Порядка, аттестовывать необходимо все рабочие места, трудовая функция которых предусматривает:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
  • Приказом Минтруда России от 12.12.2012 № 590н в Порядок внесены изменения: теперь не требуется аттестация так называемых «офисных» рабочих мест, т.е. тех, на которых сотрудники заняты работой исключительно с ПЭВМ, копировально-множительной или другой оргтехникой либо бытовой техникой, которая не используется в технологическом процессе производства.

    Кто может проводить аттестацию?

    Аттестация проводится совместно работодателем и специально привлекаемой по договору гражданско-правового характера аттестующей организацией (п. 6 Порядка). При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации, а аттестующая организация отвечает за точность измерения и оценки исследуемых факторов (п. 52 Порядка).

    В соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н утверждены:

  • Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация (в этот перечень входит, в частности, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда)
  • Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
  • В соответствии с п. 3 вышеуказанного приказа оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

    Организации, прошедшие в установленном порядке аккредитацию, вносятся в Реестр аккредитованных организаций (пп. 14–25 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда). Минздравсоцразвития России размещает сведения о них на своем официальном сайте rao.rosminzdrav.ru. При проведении аттестации работодатель вправе потребовать от организации копию уведомления о включении в реестр (п. 7 Порядка).

    Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю (п. 6 Порядка), в противном случае при проведении проверки Госинспекцией труда результаты аттестации могут быть признаны недействительными. Стоит проверить ее учредительные документы или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), чтобы убедиться, что одна организация не является учредителем другой, а учредители и руководители одной организации не состоят в родстве с учредителями и руководителями другой организации.

    Для проведения аттестации рабочих мест не обязательно привлекать только одну организацию (п. 6 Порядка). В случае необходимости можно привлечь две и более организации (например, если филиалы работодателя находятся в разных регионах или требуется измерение большого количества производственных факторов).

    Стоимость аттестации одного рабочего места устанавливается в каждом случае индивидуально (в среднем от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей) и зависит от количества измеряемых производственных факторов, количества рабочих мест в организации, подлежащих аттестации, оборудования, которое использует аттестующая организация. В связи с этим уместно напомнить, что ч. 3 ст. 226 ТК РФ установлено: финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

    Как организовать процедуру аттестации?

    Прежде всего, необходимо издать приказ о проведении аттестации (Приложение) и утвердить состав аттестационной комиссии. В приказе необходимо назначить председателя комиссии, определить полномочия аттестационной комиссии, указать сроки и график проведения аттестации (п. 9 Порядка).

    В состав аттестационной комиссии, согласно п. 10 Порядка, требуется включить:

  • представителей работодателя (ими могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские и иные работники)
  • специалиста по охране труда
  • представителя профсоюза (или другого представительного органа работников)
  • представителей аттестующей организации.
  • Председателем аттестационной комиссии нужно назначить представителя работодателя.

    Если в компании отсутствует профсоюзная организация, представители работников могут быть избраны общим собранием работников.

    Аттестационная комиссия на предприятиях малого бизнеса и микропредприятиях может иметь сокращенный состав:

  • работодатель (его представитель)
  • представитель аттестующей организации
  • представитель профсоюзного органа (при его наличии)
  • представитель организации или специа­лист, привлекаемый работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  • При проведении аттестации работодатель обязан оказывать содействие аттестующей организации, в частности, предоставлять необходимую информацию и документацию, а также разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к целям аттестации (п. 7 Порядка). От кадровой службы могут потребоваться штатное расписание и должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка или коллективный договор.

    Созданная аттестационная комиссия должна составить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец – в Приложении 1 к Порядку), а также:

    1. Выделить в перечне аналогичные рабочие места, т.е. такие, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения
  • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (СИЗ) – п. 12 Порядка.
  • Для аттестации аналогичных рабочих мест достаточно оценить 20% таких рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).

    2. Определить факторы, подлежащие оценке.

    3. Присвоить уникальный порядковый номер (не более восьми знаков) каждому рабочему месту.

    После завершения подготовительных процедур представители аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая, согласно п. 13 Порядка, включает в себя:

  • оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам
  • оценку травмоопасности рабочих мест
  • оценку обеспеченности работников СИЗ
  • комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
  • Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды и трудового процесса. При проведении оценки должны использоваться нормативно утвержденные методы измерений и проверенные в установленном порядке средства измерения (п. 16 Порядка).

    Объектами оценки травмоопасности рабочих мест, согласно п. 21 Порядка, считаются:

  • производственное оборудование
  • приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов
  • соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.
  • Если проведение измерений и оценок угрожает безопасности аттестующих специалистов или работников, аттестационная комиссия может принять решение не проводить их. В этом случае условия труда на данном рабочем месте автоматически признаются опасными. Решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации (п. 5 Порядка).

    Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проводится на основании оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места (п. 30 Порядка).

    Все оценочные процедуры оформляются протоколами. Протоколы измерений и оценок гигиенических условий труда оформляются по каждому оцениваемому фактору в соответствии с требованиями, изложенными в п. 18 Порядка.

    Бланки протокола оценки травмоопасности и оценки обеспеченности работников СИЗ приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку. Если выдача СИЗ не требуется на данном рабочем месте, протокол оценки обеспеченности работников СИЗ не составляется (п. 32 Порядка).

    Дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ (п. 33 Порядка). Протоколы оценки подписываются специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяются печатью аттестующей организации (пп. 19, 27, 35 Порядка).

    На основании протоколов проведенных оценочных процедур и измерений проводится комплексная оценка условий труда на рабочем месте (п. 36 Порядка) и заполняется карта аттестации рабочего места по условиям труда. Ее образец приведен в Приложении 2 к Порядку, вместе с рекомендациями по заполнению (Приложение 3 к Порядку).

    На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. По итогам комплексной оценки рабочее место может быть признано аттестованным с формулировкой «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка) либо «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 38 Порядка). При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).

    Далее аттестационная комиссия готовит и передает руководителю организации отчет об аттестации, к которому, согласно п. 44 Порядка, прилагаются:

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок
  • сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (образец – в Приложении 7 к Порядку)
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого – в Приложении 8 к Порядку
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого – в Приложении 9 к Порядку
  • сведения об аттестующей организации, образец которых – в Приложении 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации)
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии
  • заключение (-я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии)
  • предписание (-я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
  • Работодатель утверждает отчет об аттестации, подписывает приказ о завершении аттестации и знакомит работников под роспись с ее результатами. В течение 10 календарных дней от даты издания приказа работодатель должен направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда (п. 45 Порядка). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение 45 лет, а при тяжелых и вредных условиях труда – 75 лет (п. 602 приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»). Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

    Информацию о результатах аттестации работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение Фонда социального страхования России (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.). На основании этих данных будут определяться надбавки и скидки к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Периодичность проведения аттестации

    При определении перечня работников с ненормированным рабочим днем необходимо помнить о некоторых запретах и ограничениях, которые многие теоретики выводят из совокупного толкования ст. 97, 99, 101 ТК РФ: нельзя привлекать к работе в режиме ненормированного рабочего дня работников, которых в силу закона запрещено привлекать к труду сверх установленной нормы рабочего времени.

    Рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка) в следующих случаях:

  • если по результатам предыдущей аттестации было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда
  • если для данного рабочего места обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
  • При этом пятилетний срок начинают исчислять от даты завершения предыдущей аттестации, а датой начала проведения следующей аттестации считают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

    Если по результатам предыдущей аттестации условия труда на рабочем месте были признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), повторная плановая аттестация не проводится.

    В некоторых случаях должна проводиться внеплановая аттестация (пп. 47, 48 Порядка):

  • в случае обращения работника или проф­союза с заявлением о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте
  • по результатам государственной экспертизы условий труда (если качество проведенной аттестации признано неудовлетворительным)
  • в случае выдачи предписания о проведении аттестации государственной инспекцией труда
  • при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда
  • в случае замены производственного оборудования
  • при изменении технологического процесса
  • в случае изменения средств коллективной защиты.
  • Аттестация новых рабочих мест, организованных в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Порядка).

    Процедура проведения внеплановой аттестации и оформление ее результатов аналогичны плановой аттестации. Для каждого аттестованного рабочего места создается новая карта аттестации (п. 49 Порядка), изменения в старую карту вносить не нужно.

    Результаты аттестации

    Результаты аттестации используются как самой организацией, так и иными заинтересованными органами (государственными, страховыми, медицинскими), в целях (п. 3 Порядка):

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В частности, для составления плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации на основе Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России, от 1 марта 2012 г. № 181н
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях
  • контроля состояния условий труда на рабочих местах
  • оценки профессионального риска
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
  • подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • подготовки контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников (карты аттестации рабочих мест используются согласно Приложению 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н)
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания
  • рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников
  • санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников
  • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
  • Несвоевременное или некачественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда может повлечь за собой штраф на должностное лицо от 1000 до 5000 рублей на юридическое лицо – штраф от 30 до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если должностное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за подобное правонарушение, то оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).

    Аттестация рабочих мест

    Аттестация рабочих мест

    Согласно ст. 226 Трудового Кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции. Среди прочих мероприятий, перечисленных в "Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда России № 11", работодатель в соответствии с требованием ст. 212 ТК РФ обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

    Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

    Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н.

    Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.

    Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких мест.

    Определение аналогичных рабочих мест приводится в приложении к Приказу №342н "Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда":

    Аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые характеризуются совокупностью признаков:

    • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы

    • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья

    • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения

    • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте

    • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени

    • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

    Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

    • Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Руководство Р 2.2.2006-05

    • Стандарты системы безопасности труда (ССБТ) Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

    • Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС с последующими изменениями и дополнениями

    • Перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда, приведен в приложении № 2 к настоящему Положению

    • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями

    • Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 4/П-1

    • Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 731/П-13 «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда»

    • Списки № 1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР № 10, введенные в действие на территории Российской Федерации постановлением Совета Министров РСФСР № 517.

    Результаты аттестации используются в целях:

    • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами

    • сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда

    • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке

    • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке

    • рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников

    • включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников

    • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах

    • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда)

    • применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

    Организации, проведшие аттестацию своих рабочих мест по условиям труда, имеют право на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Размер такой скидки рассчитывается территориальным органом Фонда социального страхования РФ, но не может превышать 40%.

    Для получения скидки к страховому тарифу нужно представить в территориальный орган ФСС РФ:

    1. Заявление

    2. Данные о результатах аттестации рабочих мест Вашей организации по условиям труда по состоянию на 1 января текущего года (подаются сводная ведомость и протокол аттестационной комиссии)

    3. Данные о результатах медицинских осмотров работников Вашей организации за прошлый год

    Порядок получения скидки к страховому тарифу определен в постановлениях Правительства России и ФСС РФ:

    1. Постановление Правительства РФ №652

    2. Постановление ФСС РФ №32

    3. Постановление ФСС РФ №11

    Аттестация рабочих мест по условиям труда — это важнейшая составляющая системы управления охраной труда в организации.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда – мероприятие обязательное. Она должна проводится не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

    Отвечает за ее проведение руководитель организации (п.5.8 Положения). Федеральным законом N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона).

    Штраф - от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для фирмы организации.

    Также статьей 5.27 КоАП РФ за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

    Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (В редакции Федеральных законов N 45-ФЗ, N 54-ФЗ, N 116-ФЗ).

    2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона N 45-ФЗ).

    Помните, что, если руководитель не выполнит в установленный срок предписание государственного инспектора труда о проведении аттестации, его могут наказать по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть назначить штраф от 5 до 10 минимальных зарплат.

    Условия аттестации рабочих мест

    1 этап. Создается и утверждается приказом руководителя аттестационная комиссия и определяется график проведения работ по аттестации.

    В состав комиссии входят:

    • представители работодателя

    • специалист по охране труда

    • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников

    • представители аттестующей организации.

    Аттестующая организация обязательно должна быть включена в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Проверяйте, не исключена ли организация, которая предлагает Вам услуги по аттестации рабочих мест, из реестра. Иначе деньги заплатите, время упустите, а Инспекция по труду такую аттестацию не примет.

    2 этап. Аттестационная комиссия осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех её этапах.

    Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестационная комиссия осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех её этапах, проводит оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

    Все измерения и оценки заносятся в протокол. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке. Эти протоколы являются неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда каждого рабочего места.

    Аттестирующая организация проводит оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:

    1. класс травмоопасности - оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент)

    2. класс травмоопасности - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций)

    3. класс травмоопасности - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

    По результатам оценки обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, аттестирующая организация составляет и подписывает протокол.

    Также проводится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте, итогом которой является присвоение класса условий труда по всем критериям оценок:

    1. «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда»— при соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ

    2. «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда»— при несоответствии нормативам

    3. при признании условий труда опасными работодателем должен быть разработан комплекс мер по снижению уровня опасных факторов, либо на уменьшение времени их воздействия.

    Аттестация аналогичных рабочих мест проводится на основании оценки 20% таких рабочих мест от общего их числа. Аналогичными рабочими местами признаются однотипные рабочие места по множеству критериев оценки: однотипный технологический процесс, использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и т.д.

    3 этап. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Аттестационная комиссия оформляет отчет, прилагает к нему большущий пакет документов, составляет итоговый протокол. В течение 10 дней работодатель подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации и знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

    В течение 10 дней с момента подписания приказа о завершении аттестации рабочего места работодатель обязан представить результаты аттестации рабочих мест в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, как на бумажном, так и на электронном носителе.

    Инспекция труда может провести государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведенной аттестации, что может повлечь внеплановую аттестацию рабочих мест.

    Чиновники государственной инспекции труда пытаются нас убедить в выгодности аттестации рабочих мест. Мотивируя это тем, что, создавая условия труда, соответствующие нормативам, работодатель сможет экономить на дополнительных отпусках работникам, на приобретении специальных средств защиты, на раннем выходе работников на пенсию. Возможно, это и так. Покажет время.

    Проведение аттестации рабочих мест

    Начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе более детально прописан регламент проведения этой сложной процедуры, состав участников, их обязанности и требования к ним.

    Приказом Минздравсоцразвития России N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

    До этого момента действует прежний Порядок аттестации, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

    Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:

    • выявления вредных и (или) опасных производственных факторов

    • осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

    Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса.

    Правовые основания для проведения аттестации

    Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового Порядка, напомним положения Трудового кодекса, которые регулируют правила и порядок проведения аттестации.

    Обязанности работодателя

    Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда. В связи с этим он должен предпринять определенные меры, в числе которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это установлено в ст. 212 Трудового кодекса.

    Кто устанавливает правила аттестации?

    Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ N 321).

    Аттестация и взносы в ФСС РФ.

    Минздравсоцразвития России планирует внести изменения в ст. ст. 17 и 22 Федерального законаN 125-ФЗ. Возможно, работодателей обяжут сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.

    Проект также предусматривает, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы компании за три года с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медицинских осмотров работников. В настоящее время в расчете фигурирует один предыдущий год.

    Для чего нужна аттестация?

    Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:

    • для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах

    • применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма

    • подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам

    • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

    • установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

    • приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

    Кто должен проводить аттестацию

    Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):

    • юридические лица

    • индивидуальные предприниматели.

    На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

    Когда проводят аттестацию

    Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

    В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.

    Внеплановая аттестация

    Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):

    • при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме

    • по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации

    • при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда

    • замене производственного оборудования

    • в случае изменения технологического процесса

    • изменения средств коллективной защиты.

    Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих мест, мы расскажем в следующем номере).

    Какие рабочие места подлежат аттестации?

    Аттестации подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.

    В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

    Аналогичные рабочие места. Существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

    Рабочие места признают аналогичными, если:

    • профессии или должности имеют одно наименование

    • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности

    • используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье

    • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе

    • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения

    • производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково

    • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени

    • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).

    Если все условия исполняются, рабочие места признают аналогичными. При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

    На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).

    Нестационарные рабочие места. Если рабочее место не является стационарным, порядок его аттестации несколько меняется. Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

    Об ответственности

    Теперь в п. 52 порядка, четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.

    Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет). Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб. или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

    Распределение обязанностей по проведению аттестации

    В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

    Аттестационная комиссия

    Новый Порядок предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.

    Состав аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):

    • из представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию

    • специалиста по охране труда

    • представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников

    • представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

    В Порядок введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):

    • работодателя (его представителя)

    • представителей аттестующей организации

    • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии)

    • представителей организации или специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

    Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:

    1. Осуществлять руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах.

    2. Формировать комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организовать их изучение.

    3. Составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).

    4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с их наименованием в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).

    5. Присваивать каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более восьми знаков).

    6. Заполнять и подписывать карты аттестации.

    7. Готовить предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:

    - по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты

    - установлению соответствующего режима труда и отдыха

    8. по обеспечению сотрудников другими гарантиями и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    9. По результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Так сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

    Аттестующая организация

    В новых правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России N 205н.

    Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.

    С аттестующей организацией работодатель заключает договор, по которому она обязана:

    • произвести измерения

    • провести оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    • оформить и подготовить отчет об аттестации

    • представить по требованию работодателя обоснования сделанных выводов.

    При проведении аттестации аттестующая организация:

    • определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку

    • исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в компании, на рабочих местах которой проводится аттестация

    • запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.

    Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

    Как проходит аттестация?

    Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:

    • соответствия условий труда гигиеническим нормативам

    • травмоопасности рабочих мест

    • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ)

    • условий труда на рабочих местах (комплексная).

    Оценка по гигиеническим нормативам

    В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).

    Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

    Для оценки применяют инструментальные измерения. Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

    Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок (о его заполнении мы расскажем в следующем номере).

    Оценка травмоопасности рабочих мест

    При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):

    1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:

    • комплекта эксплуатационной документации

    • средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов

    • ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности

    Источники: systemaby.com, delovoymir.biz

    Категория: Протоколирование событий | Добавил: vasillapin (14.08.2015)
    Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017