Экономика и бухгалтерский учет практика дневник образец
Образец характеристики студентки с места практики в экономической сфере
Выдана студентки 4 курса отделения "Бухгалтерский учет и аудит" факультета "Учет и финансы" Харьковського Национального аграрного университета им. В.В.Докучаева
Ректору ХНАУ им. В. В. Докучаева
профессору Евтушенко М.Д.
Декану факультета &ldquoУчет и финансы&rdquo
доценту Посылаевой К.И.
Выдана студентки 4 курса отделения "Бухгалтерский учет и аудит" факультета "Учет и финансы" Харьковського Национального аграрного университета им. В.В.Докучаева Тесленко Юлии Ивановны о производственной и общественной роботе во время прохождения производственной практики по управленческому учету и аудиту на базе ООО СП "Шевченковское" Шевченковського района Харьковской области.
В отчете, при анализе хозяйственной деятельности использованы фактические данные развития предприятия. Положительным является то, что в работе были умело использованы современные методы исследования, учтены новые технологии определения показателей финансового состояния предприятия.
Практиканткой были посещены все производственные участки в процесса производства. Она приняла участие в составлении первичной и сводной документации. Показала знание плана счетов и стандартов бухгалтерского учета. Досконально изучила организационно - экономическую характеристику. организационно - правовую форму предприятия, социальную структуру.Изучила организацию работы предприятия с разными бизнес структурами.
Ею было проявлено умение анализировать сложные экономические процессы и явления, делать верные выводы по ним.
Считаем, что отчет о прохождении производственной практики заслуживает оценки "отлично".
Руководитель (Проценко С.Г.)
Главный бухгалтер
Руководитель практики
от предприятия (Сухля А.М.)
Бухгалтерский учёт
Бухгалтерский учёт - раздел Экономика, Новосибирский Государственный Аграрный Университет Экономический Фак.
Новосибирский государственный аграрный университет
Экономический факультет
Бухгалтерский учёт
И бухгалтерская отчётность
УДК 631.162:657.1 (07)
ББК 65.052.253.2, я7
Составители: к.э.н. В.В. Козлов Н.Е. Протопопова И.А. Паршукова
Новосибирский государственный аграрный университет, 2011
Одним из элементов учебного процесса и неотъемлемой частью подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита является производственная практика, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний, полученных студентами при обучении. В процессе прохождения производственной практики студенты приобретают опыт сбора и обработки практического материала, демонстрируют способность критически оценивать теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях.
Производственная практика по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчётности обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения и охватывает всю совокупность учетно-аналитических явлений и процессов в сельскохозяйственных организациях.
Данные методические указания и программа производственной практики разработаны в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО), и структурой рабочего учебного плана по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Согласно рабочему учебному плану, студенты, обучающиеся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», проходят производственную практику по бухгалтерскому учёту и отчётности в сельскохозяйственных организациях по окончании 6-го семестра в течение 6 недель.
Главной целью производственной практики является повышение качества профессиональной подготовки студентов и их социальной устойчивости на рынке труда, а также расширение, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных ими в процессе изучения специальных дисциплин, приобретение практических навыков самостоятельной работы и выработка способности применять полученные знания при решении конкретных задач в сельскохозяйственных организациях.
Основными задачами производственной практики являются:
а) повышение качества профессиональной подготовки студентов
б) усиление связи теоретического обучения с практической деятельностью
в) овладение производственными навыками и современными технологиями, применяемыми в учетно-аналитической и управленческой деятельности в сельскохозяйственных организациях.
На производственной практике по бухгалтерскому учету и отчётности студенты закрепляют и расширяют теоретические и практические знания по специальности, изучают организацию учета и формирование отчётности в конкретных условиях, анализируют имеющиеся отклонения и разрабатывают мероприятия по их совершенствованию.
Воспитательной задачей практики является формирование у будущего специалиста по бухгалтерскому учету ответственности за должную организацию ведения бухгалтерского учета, а также правильное и своевременное составление бухгалтерской отчетности.
За период прохождения производственной практики по бухгалтерскому учету и отчетности студенты подбирают необходимый практический материал для последующего выполнения выпускной квалификационной работы.
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.
Организация производственной практики
Производственная практика по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности включает в себя ознакомление с особенностями деятельности конкретного… Местом прохождения производственной практики студентов являются профильные… Студенты самостоятельно выбирают организацию, на базе которой будут проходить практику, и в установленные сроки в…
Содержание производственной практики
Во время практики студенты должны углубить и закрепить свои теоретические знания, приобрести практические навыки по организации бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных организациях, в полной мере освоить технологический процесс его осуществления (цикл работ по ведению первичного и сводного, синтетического и аналитического учета, составлению отчетности) в подразделениях и центральной бухгалтерии.
В условиях автоматизации учета студенты должны определить ее степень (частичная или полная), изучить используемую программу, порядок ввода исходных данных и выходную (отчетную) информацию.
Заполняя документы и регистры, студенты должны вникнуть в сущность хозяйственных операций, определить их законность, соответствие технологии производства и нормативным документам (агро- и зоотехническим требованиям, нормам расхода, расценкам, нормам выхода продукции).
В целях более продуктивной работы практиканту настоятельно рекомендуется до начала или по мере прохождения практики детально ознакомиться с основополагающими, регламентирующими тот или иной участок бухгалтерского учета, нормативными документами общего и отраслевого характера (федеральные законы, положения по бухгалтерскому учету, методические рекомендации и др.).
В конечном итоге студенты должны критически оценить состояние и описать действующую практику учета и формирования отчетности, отметить недостатки и подчеркнуть достоинства, сформулировать выводы и выработать конкретные рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета в сельскохозяйственной организации.
Практика начинается с общего ознакомления с сельскохозяйственной организацией, изучения структуры бухгалтерского аппарата, организации учета и отчетности, принципов взаимодействия центральной бухгалтерии с подразделениями.
Для ознакомления с организацией и технологическими особенностями производства практикантам, при активном содействии руководителя практики на производстве, целесообразно пройти экскурсию по цехам, рабочим участкам, местам хранения материальных ценностей и другим участкам для формирования представления о характере работы подразделений. После этого студенты должны ознакомиться с учетной политикой, должностными инструкциями и основными показателями, характеризующими производственно-финансовые результаты деятельности организации в предыдущих периодах и отчетном году.
Программа производственной практики предусматривает детальное исследование действующей учетной практики по следующим темам.
Вначале необходимо дать краткую экономическую характеристику организации, отразив следующие аспекты: местонахождение, специализацию производства,… Необходимо изучить численный состав и структуру штата бухгалтерской службы,… Студенты должны ознакомиться с приказом по учетной политике: изучить и описать форму учета в организации рабочий план…
Методика проведения и аттестации учебной (компьютерной) практики в сузах для студентов специальностей 0601 Экономика и бухгалтерский учет, 0603 Финансы и 0201 Правоведение
Актуальность.
Учебная практика часть образовательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности.
Рабочая программа учебной (компьютерной) практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0601 «Экономика и бухгалтерский учет», 0603 «Финансы» и 0201 «Правоведение». Рабочая программа учебной (компьютерной) практики включает выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемыми специальностям 0601 «Экономика и бухгалтерский учет», 0603 «Финансы» и 0201 «Правоведение» и присваиваемыми ой квалификациями «бухгалтер», «финансист», «юрист», а, также, обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.
Зачастую у студентов формируется неверное, второстепенное отношение к этому важному аспекту учебного процесса. Преподаватель, проводящий практику, и не сумевший правильно и четко сформулировать цели, задачи и критерии оценки учебной практики не сможет добиться от студента максимально-эффективной работы. Поэтому автор и хочет обратить Ваше внимание, коллеги, на эту проблему и предложить свое видение решения этой задачи. Данная методика апробирована и используется в течении 3-х лет в Краснодарском межрегиональном монтажном техникуме при проведении учебной (компьютерной) практики для студентов для специальностей: 0603 «Финансы», 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» и 0201 «Правоведение». За время работы по данной методике у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Задачами учебной практики являются:
обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями
расширение круга формируемых умений и навыков, усложнение их по мере перехода от одного этапа практики к другому
обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения.
Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.
Основной задачей учебной практики является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин и привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
В период учебной практики студент должен сформировать представление о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.
Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах и лабораториях, оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания (упражнения) для выполнения практических работ.
Основными задачами учебной практики по информатике (компьютерной) являются:
закрепление навыков самостоятельного оформления экономических, финансовых, бухгалтерских, налоговых, правовых и организационно-распорядительных документов по специальности в соответствии с ГОСТом и иными требованиями, предъявляемыми к ним законодательством.
В результате прохождения учебной практики по информатике студенты должны научиться создавать, систематизировать, сохранять и выводить на печать экономических, финансовых, бухгалтерских, налоговых, гражданско-правовые и организационно-распорядительные документы.
В результате прохождения практики на компьютере студенты должны .
освоить компьютерные средства обработки информации
Инструктаж по технике безопасности при работе на персональных компьютерах во время прохождения практики.
ВОПРОС №1. ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (КОМПЬЮТЕРНОЙ)
Раздел 1. Работа с первичными документами в Microsoft Word
Студент должен:
знать :
приемы ввода, редактирования и форматирования информации в системе MS Word
уметь :
создавать новые документы
свободно набирать и редактировать текст
добавлять и форматировать таблицы
сохранять и загружать документы
выполнить: создать пакет документов и заполнять их информацией:
Список документов (формирует преподаватель в зависимости от подготовленности группы студентов, но не менее 10):
3) Договор аренды жилого помещения
4) Карточка учета материалов
5) Счет-фактура
6) Требование накладная
8) Платежное требование
9) Платежное поручение
10) Форма налоговой декларации
11) Форма налоговой декларации
Документы сохраняются в отдельной папке с именем – Документы MS Word – имена файлов должен быть прозрачными, т.е. показывать их содержимое. Данные для заполненной формы студент должен подобрать самостоятельно аналогично примерам.
Раздел 2. Работа с первичными документами в Microsoft Excel
Студент должен:
знать :
- правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы
- методику оформления электронной таблицы
- порядок применения формул и стандартных функций.
уметь :
- вводить информацию и редактировать электронные таблицы
- форматировать и оформлять таблицу
- сохранять созданную или отредактированную таблицу
- производить расчеты с использованием формул и стандартных функций в применении к специальности.
выполнить: создать пакет документов и заполнять их информацией:
Список документов (формирует преподаватель в зависимости от подготовленности группы студентов, но не менее 6):
1) Карточка учета материалов
2) Счет-фактура
3) Требование накладная
4) Приходный ордер
5) Платежное требование
6) Платежное поручение
Документы сохраняются в отдельной папке с именем – Документы MS Excel – имена файлов должен быть прозрачными, т.е. показывать их содержимое. Данные для заполненной формы студент должен подобрать самостоятельно аналогично примерам.
Раздел 3. Выполнение индивидуального задания. Оформление отчета
Итоговой частью работы по компьютерной практике является выполнение индивидуального задания и подготовленный в соответствии с программой пакет документов с заданной информацией, на основании которого оформляется отчет.
Индивидуальное задание студент выполняет с применением всех приобретенных практических навыков работы в соответствующих программных продуктах (MS Word и MS Excel), задания сохраняются в отдельной папке с именем – Индивидуальное задание, имена файлов индивидуальных заданий должен быть прозрачными.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ.
Отчет по учебной практике (компьютерной) должен быть выполнен и оформлен в соответствии со следующими требованиями:
а) объем отчет по учебной практике должен составлять не более 4-6 и не менее 1 страницы текста, набранного на компьютере.
б) отчет по учебной практике должен содержать:
– титульный лист
– аттестационный лист (образец аттестационного листа см. на с.4)
П Р А К Т И К А
Образцы Договоров на практику
Программы практик
1. Программа производственной и преддипломной практики и методические указания к ее прохождению для студентов IV и V курсов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» . специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций) очной и заочной форм обучения (студентам, обучающимся по учебным планам ССЭИ)
2. Учебно-методический комплекс по производственной практике студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» . специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций) очной и заочной форм обучения (студентам, обучающимся по учебным планам РГТЭУ)
3. Учебно-методический комплекс по преддипломной практике студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» . специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций) очной и заочной форм обучения (студентам, обучающимся по учебным планам РГТЭУ)
4. Программа учебной практики для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
5. Программа производственной практики для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
6. Программа учебной практики для обучающихся по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» . специализация «Финансовый учет и контроль в правоохранительных органах».
Г И А и В К Р
Программы Государственной итоговой аттестации
1. Программа государственного экзамена для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» . специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций) (студентам, обучающимся по учебным планам ССЭИ)
2. Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» . специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций) (студентам, обучающимся по учебным планам РГТЭУ)
3. Программа государственной итоговой аттестации выпускников для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (студентам, обучающимся по учебным планам ССЭИ)
4. Программа государственной итоговой аттестации выпускников для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (студентам, обучающимся по учебным планам РГТЭУ)
Тематика Выпускных Квалификационных Работ
1. Тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» . специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)
2. Тематика выпускных квалификационных работ для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
К У Р С О В Ы Е Р А Б О Т Ы
Тематики курсовых работ по дисциплинам:
1. Тематика курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2. Тематика курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
3. Тематика курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский учет и отчетность» для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика»
4. Тематика курсовых работ по дисциплине «Финансовый учет» для обучающихся по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» . специализация «Финансовый учет и контроль в правоохранительных органах»
Методические материалы
Методические указания по выполнению курсовых работ для обучающихся по программе бакалавриата направление 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
График консультаций преподавателей кафедры.
Результат поиска
Тема 1. Учетная политика предприятия организации 8
1.1 Элементы учетной политики 9
1.2 Формирование учетной политики 9
1.3 Описание учетной политики предприятия, организации 10
Тема 2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций 12
2.1 Порядок ведения кассовых операций 13
2.2 Первичная документация и учетные регистры по учету кассовых операций и операций на расчетном счете 14
2.3 Учет кассовых операций 19
2.4 Учет кредитных операций и операций по валютному счету 21
3.1 Классификация производственных запасов, их оценка 27
3.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 30
3.3 Учет поступления и отпуска материалов, документация 32
3.4 Порядок инвентаризации материальных ценностей, документация 36
Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов 40
Тема 5. Учет труда и заработной платы 47
5.1 Заработная плата. Виды, формы, системы, порядок начисления, документы 47
5.2 Состав фонда заработной платы и выплат социального характера 52
5.3 Состав затрат на оплату труда, включающих в себестоимость продукции 58
5.4 Страховые взносы на заработную плату 62
5.5 Учет удержаний из заработной платы 65
Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 69
Тема 7. Учет готовой продукции и ее реализация 75
7.1 Учет готовой продукции и ее оценка 75
7.2 Учет коммерческих расходов 76
7.3 Учет реализации продукции, работ и услуг и определение результатов от реализации 77
7.4 Учет инвентаризации готовой продукции 78
7.5 Документация по учету готовой продукции и ее реализации, методы учета готовой продукции 80
Тема 8. Учет финансовых вложений в ценные бумаги 84
8.1 Правовая основа финансовых вложений, понятие, их виды и особенности учета 84
Тема 9. Учет валютных операций 87
9.3 Определение курсовых разниц по операциям с валютой 90
Тема 10. Учет внешнеэкономической деятельности 92
10.1 Учет затрат предприятия при экспертно-импортных операциях и их документальное оформление 92
10.2 Отражение курсовых разниц 94
Тема 11. Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия 96
Тема 12. Бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия, организации 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106
ВВЕДЕНИЕ
Я проходила практику в обществе с ограниченной ответственностью «Отон» (далее, ООО «Отон»). Основной целью деятельности ООО «Отон» является осуществление торгово-хоозяйственной и иной деятельности, направленной на получение прибыли и ее распределение между участниками в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества. Предметом деятельности ООО «Отон» является:
- Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей
- Розничная торговля моторным топливом
- Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия
- Прочая розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво
- Сдача в наем собственного недвижимого имущества
- Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств
- Восстановление резиновых шин и покрышек
- Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
- Деятельность гостиниц с ресторанами
- Деятельность ресторанов и кафе
- Деятельность баров
- Эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.
- Производство общестроительных работ
Иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Общество обладает универсальной правоспособностью, может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.
Организация является субъектом малого предпринимательства.
Место нахождения и почтовый адрес ООО «Отон» определяется местом нахождения постоянногодействующего исполнительного органа - генерального директора, по адресу: РФ, 141600, Московская область, г. Клин, Ленинградское шоссе,81 км. Лит 1 «Б».
ИНН 5020030193 КПП 502001001 ОКАТО 46221501000 р/с № 40702810040190000126.
ООО «Отон» обслуживается: Клинское ОСБ №2563 Сбербанка.
Учредительными документами Общества являются Учредительный договор и Устав (Приложение А). Уставный капитал состоит из денежных вкладов участников ООО.
Конкретное выражение организация производства, организация отдельной отрасли промышленности находят, прежде всего, в их структуре.
Структура производства представляет собой соотношение между различными ступенями и звеньями производства, но формам их связи, в их общем объеме. Различают две взаимодополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных позиций основной объект организаций производства. Каждая подструктура в организации производства выступает как самостоятельный элемент по отношению к другой структуре.
На уровне предприятия производственная структура - это совокупность подразделений, входящих в данное производственное звено, обеспечивающих преобразование исходного материала в готовый продукт, отвечающий всем основным требованиям, предъявляемым его качеству.
В состав производственной структуры ООО «Отон» входит:
· Слесарный пост
· Пост регулировки развала/схождения
· Диагностический пост
· Клиентский пост
· Магазин запасных частей/кафе
Структурой организации называют устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Организационная структура ООО «Отон» состоит из генерального директора, главного бухгалтера, рабочих автосервиса. Магазин прод. №1: продавец-кассир. Магазин автозапчастей: продавец-кассир. Кафе: повар, бармен-официант.
Законодательство о бухгалтерском учете в Российской Федерации состоит из Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, устанавливающего правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, а также из иных федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составление достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Нормативно-правовое регулирование в сфере бухгалтерского учета осуществляется Министерством финансов РФ, которым утверждаются обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:
· планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению
· положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие правила ведения учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности
· формы бухгалтерской отчетности и инструкции по их заполнению
· другие нормативные акты и указания по вопросам бухгалтерского учета.
Для субъектов малого предпринимательства предусматривается упрощенная система учета доходов и расходов.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации организации до ликвидации или реорганизации путем двойной записи на взаимосвязанных счетах учета.
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами (первичными учетными документами), на основании которых ведется бухгалтерский учет. На основе первичных документов составляются сводные учетные документы.
В целях осуществления контроля все учетные документы должны иметь копии на бумажных носителях. Учетные документы хранятся в течение не менее пяти лет.
Бухгалтерский учет ведется в рублях. Учет по валютным счетам и операциям в иностранной валюте организации ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.
Учетная политика, принятая организацией, утверждается приказом или распоряжением руководителя (лица, ответственного за организацию бухгалтерского учета). Приказом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета формы учетных документов порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств правила документооборота и обработки информации порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета.
Отчетным периодом является календарный год. В течение года составляется промежуточная отчетность нарастающим итогом с начала года. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, соответствующих приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего (в необходимых случаях) достоверность отчетности, и пояснительной записки.
Все организации в соответствии с учредительными документами представляют бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики и налоговым органам по месту регистрации.
ТЕМА 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Учётная политика предприятия - это выбор самим предприятием определённых и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учёта исходя из установленных правил и особенностей деятельности предприятия. При формировании учётной политики предполагаются имущественная независимость и непрерывность деятельности предприятия, а также последовательность применения выбранной учётной политики. При создании учётной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение «Учётная политика предприятия» - отдельный нормативный документ, в котором указаны все те особенности, что влияют на деятельность предприятия и учёт на нём.
Существенными способами ведения бухгалтерского учёта, принятыми при формировании учётной политики предприятия и подлежащими раскрытию в составе бухгалтерской отчётности, являются:
· Способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (как учитывается неизбежный в процессе производства износ зданий, оборудования и машин)
· Метод оценки производственных запасов, товаров и незавершённого производства и готовой продукции (как при постоянно меняющихся ценах на сырьё и другие производственные расходы рассчитывается стоимость продукции на всех этапах её создания)
· Методика учёта прибыли от реализации продукции (как посчитать доход или прибыль от производственных или торговых операций).
Руководитель предприятия издаёт приказ об учётной политике, где объявляет, каким образом в течении года будет решаться вышеперечисленный набор учётных проблем предприятия. В нём конкретно отражены все параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе: как разделить так называемые основные средства (те материальные ценности, которые стоят дорого и служат долго) и средства в обороте (служащие недолго и стоящие недорого), как учитывать неизбежный износ зданий, оборудования и машин, как считать стоимость готовой продукции и т.д.
Менять учётную политику предприятие может только в особых случаях, которые также указаны в документе «Положение по учётной политике предприятия».
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации.
За организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ответственность руководитель организации.
1.1. Элементы учетной политики
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, основными элементами которого являются: план документации и график документооборота план инвентаризации план счетов и их корреспонденция план отчетности план технического оформления учета план организации труда работников бухгалтерии.
Указывается перечень документов, как унифицированных, так и разрабатываемых организацией самостоятельно.
1.2. Формирование учетной политики
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, который определяет регламент прохождения каждого документа по соответствующему маршруту: место круг лиц, ответственных за оформление документа время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
Определяют порядок, формы и сроки проведения плановых (обязательных) и внеплановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств организации.
Указываются перечень отчетных форм, отчетный период, сроки и адреса представления отчетности, способ представления, фамилии работников, ответственных за составление отчетности. Наличие предварительно разработанного плана отчетности способствует экономии времени, снижению оборота документов и в целом подготовке единой базы для формирования отчетности.
Дается детальная характеристика формы учета и контроля, определяется, какие вычислительные средства и программные продукты используются при ведении учета. Текущий контроль за совершением и оформлением хозяйственных операций осуществляют структурные подразделения организации в соответствии с их компетенцией (юридическая служба, служба бухгалтерского учета и т.д.).
В плане технического оформления предусматривается и организация учетной работы с филиалами и представительствами, их структурными подразделениями (агентства, отделения), указываются используемые в учете филиала программные продукты.
Организация учетной работы с филиалами, представительствами зависит от размера организации, системы управления (централизованная, децентрализованная) и формы связи с отдельными частями организации. При этом филиалы не вправе разрабатывать собственную учетную политику. Вне зависимости от системы управления, видов деятельности, места нахождения и иных фактов филиалы должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом.
При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных филиалов (представительств) организации. В филиалах осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций. Филиалы осуществляют учет кассовых, банковских и других операций и не определяют финансовые результаты своей деятельности. Показатели деятельности филиалов включаются в баланс головной организации. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией.
При наличии широкой межрегиональной филиальной сети и децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность филиала. Порядок документооборота в филиалах устанавливается головной организацией. Филиалы самостоятельно ведут бухгалтерский учет. Филиалы имеют отдельный баланс и могут определять финансовый результат своей деятельности.
1.3. Описание учетной политики предприятия, организации
ООО «Отон» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать с указанием наименования предприятия и другие реквизиты. Учет автоматизирован, ведется в 1С «Бухгалтерия».
В ООО «Отон» в бухгалтерии работают главный бухгалтер и кассир.
Главный бухгалтер подчиняется руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухучета, а так же своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии.
Распределение служебных обязанностей производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется отдельный участок. В бухгалтерии создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов, и т.д. (Приложение Б)
ТЕМА 2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах в пути, а также платежных, денежных документов, ценных бумаг и резервов под их обесценение, других финансовых вложений.
Порядок наличного денежного обращения, совершение и оформление операций по расчетным, валютам и прочим счетам, безналичных расчетов в форме аккредитивов, чеками, банковскими (пластиковыми) картами и т.п. регламентируются соответствующими законами, нормативными актами Центрального Банка, министерств (ведомств) РФ и правилами коммерческих банков.
Каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных кредитных и кассовых операций. ООО «Отон» имеет расчетный счет в ОАО Сбербанк России 2563/00006.
Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке по курсу ЦБ РФ на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой, в том числе разницы от переоценки остатков денежных знаков в кассе организации и средств на счетах в кредитных организациях на дату составления бухгалтерской отчетности относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
2.1. Порядок ведения кассовых операций
Кассовые операции - операции с наличными деньгами, иностранной валютой, проводимые в кассах банков и предприятий.
Для приема, хранения и расходования наличных денег организация ООО «Отон» имеет отдельное помещение для кассы, а также контрольно-кассовый аппарат. Правила работы с наличными деньгами установлены в положении Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержденный ЦБ России 04.10.1993 года
При оформлении кассовых операций используются следующие документы: приходные кассовые ордера - форма КО-1 расходные кассовые ордера - форма КО-2 журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров - форма КО-3 кассовая книга - форма КО-4.
Отчет кассира в организации ООО «Отон» составляется главным бухгалтером. На главного бухгалтера возлжена обязанность по ведению кассовых операций приказом директора предприятия №67. Отчет кассира ведется по мере поступления/выбытия денежных средств.
Прием наличных денег в кассу ведется по приходным кассовым ордерам, а выдача - по расходным кассовым ордерам. К ним прилагаются документы, на основе которых получены или выданы деньги. Лицу, сдающему деньги, выдается отрывная квитанция, являющаяся частью приходного кассового ордера. При выдаче наличных денег на расходном кассовом ордере или на приложенных к нему документах должна стоять подпись распорядителя кредитов. Документы же гасятся штампом ПОЛУЧЕНО или ОПЛАЧЕНО с указанием числа, месяца, года, что исключает возможность их повторного использования. Никаких подчисток и исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются.
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Учет кассовых операций осуществляется на счете 50 «Касса». Счет является активный и предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации. Если в разрешенных законодательством случаях организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывается соответствующие субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты.
По дебету счета 50 «Касса» отражается приход денежных средств в кассу организации - корреспонденции со счетами учета источников поступления средств. По кредиту счета 50 «Касса» отражается расход денежных средств из кассы организации - корреспонденции со счетами учета расчетов и затрат, показывающими направлении расхода средств. Дебетовое сальдо 50 «Касса» указывает сумму остатка наличных денег в кассе организации на отчетную дату.
Денежные средства в ООО «Отон» перечисляются на карточки с целью безопасного их получения на хозяйственные нужды, командировки, заработную плату.
2.2. Первичная документация и учетные регистры по учету кассовых операций и операций на расчетном счете
Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.
Расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
Кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано ___ листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) - как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.
Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также для учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.
Положением Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П утвержден бланк объявления на взнос наличными (форма по ОКУД 0402001), который помимо объявления также содержит ордер и квитанцию о приеме кредитным учреждением денежных средств от организации.
Объявление на взнос, заполнение которого возлагается на бухгалтера организации или работника банка, оформляется от руки, либо при помощи компьютера, с сохранением всех реквизитов бланка. При этом в объявлениях могут обозначаться штампами такие реквизиты как: владелец счета, номер счета и название банка. Исправления и помарки не допускаются. (Приложение В.1 )
Аналитический учет операций по расчетному счету ведется в выписке из расчетного счета, которая является вторым экземпляром лицевого счета организации открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает себя должником организаци. Поэтому остатки средств и поступлений на расчетный счет записываются по кредиту, а уменьшение своего долга по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и включать зачисленные суммы и остаток по дебету, а списание - по кредиту. Приступая к обработке выписки бухгалтер должен подобрать оправдательные документы на каждую зафиксированную в ней операцию.
Выписка с расчетного счета организации ООО «Отон» представляет собой: документ - выписка с лицевого счета за период с 25 января 2012г. По 25 января 2012г. Дата предыдущей операции по счету - 24.01.2012. Остаток на счете был равен - 700,87руб. За день было совершено 5 операций. В общей сумме с расчетного счета было снято - 30000руб. Сальдо конечное на конец дня составило - 3164,29руб. К лицевой выписке было приложено 6 документов. (Приложение В.2)
Прием, а также выдача денежных средств, безналичные перечисления банк производит в соответствии с утвержденными им документами специальной формы.
Чаще всего используют следующие безналичные формы расчетов: денежный или расчетный чек платежное требование или поручение объявление на взнос наличными.
Одной из самых распространенных форм расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, с работниками при переводе заработной платы на их счета в Сбербанк и другие банки, по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в т.ч. без открытия счета), в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним и т.д. Платежные поручения исполняются банками при наличии денег на счетах плательщиков, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком. (Приложение В.3)
Платежные поручения, представленные в банк на бланке установленной формы, действительны в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Они, как и другие банковские документы, заполняются на пишущей машинке без исправлений и подчисток, сумма фиксируется с начала строки и пишется с заглавной буквы. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит вероятность перечисления средств не по адресу и скорость расчетов) а также идентификационные номера плательщика и получателя. Кроме того, обязательно четкое указание назначения платежа (в случае предоплаты фиксируется номер счета, при оплате полученного товара - номер накладной ), разбивка суммы (например, выделяется НДС). При этом основания, отраженные в банковских документах, должны соответствовать первичным документам во избежание дальнейших неприятностей с инспектором.
В случае требования со стороны получателя досрочного подтверждения перечисления средств плательщику в банке можно получить копию платежного поручения с исполнением. Экземпляр документа, на котором проставлена банковская печать (печать, а не штамп), является гарантией фактического перечисления денег.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент ) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. для чего банк-эмитент вправе привлекать другие банки.
В платежном обороте для осуществления расчетов в безналичном порядке могут применяться чеки. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодержателя плательщиком является банк чекодателя.
Расчеты платежными требованиями производятся в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком РФ от 8 сентября 2000 г. № 120-П.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и в иных случаях, предусмотренных договором.
Аккредитив - это форма оплаты с предварительным открытием специального счета. Существуют два типа аккредитивов: денежный и документарный. Денежный аккредитив - это именной документ, который выдается банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее в другом городе страны или за границей. Документарный аккредитив - это соглашение, в силу которого банк (банк-эмитент) должен по просьбе и на основании инструкций клиента произвести платеж третьему лицу или его приказу (бенефициару). Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести платеж в адрес поставщика или предоставить эти полномочия другому банку при условии представления им документов, оговоренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Аккредитивная форма расчетов считается одной из наиболее надежных. Она применяется в международных расчетах, регламентированных «Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов» (UCP 500), выпущенными Международной торговой палатой в 1984 г.
2.3. Учет кассовых операций
При каждом поступлении наличных денег в кассу предприятия оформляется приходный кассовый ордер (форма N КО-1) (Приложение В.4)