Вторник, 17.06.2025, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Ходатайства и заявления | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Оформление решений [43]
Отчетность [31]
Отдел кадров [73]
Протоколирование событий [61]
Правила переписки на фирме [67]
Как правильно преподнести себя [56]
Урегулирование споров [28]
Характеристики и рекомендации [70]
Обращение в суд [75]
Заявления для предприятия [14]
Оформление сделок [91]
Хозяйственные и другие договоры [91]
Примеры актов [82]
Справочник руководителя [74]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СУДЕБНЫЕ ШАБЛОНЫ
Главная » Статьи » Справочник руководителя

Образец написания изложения

Подготовка к написанию сжатого изложения. ГИА. 9-й класс

Время реализации: 45 минут.

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная:

  • формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное
  • отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти
  • Воспитательная:

  • формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
  • Задачи урока:

    1. Повторить приемы сжатия текста.
    2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
    3. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
    4. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

    Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

    Вид урока: урок по развитию речи.

    Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен в рамках авторской технологии “Перспектива”, автор Прищепа Т.А., доцент Томского ГПУ, к.п.н.

    Вид кейс-метода: обучающий.

    Тип кейса: аналитический.

    Оборудование: план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

    Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.

    ХОД УРОКА

    I. Организационый момент.

    Цели и задачи.

    Сегодня у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. – Работать мы будем в группах. (Все учащиеся заранее разбиваются на 4 группы). Группы получили материалы:

    – приемы сжатия текста,

    – памятки “Как писать сжатое изложение” и “Как проверить написанный текст”,

    – образец написания сжатого изложения.

    Каждая группа заранее получила задание – изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

    Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет “оптимистами”. Что вы будете делать?
  • – Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – “пессимисты”. Что будет делать эта группа?
  • – Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – “эксперты”. Какова задача этой группы?
  • – Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

    (Если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

  • Четвертая группа – “новаторы”. Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).
  • Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление “новаторов”
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу)
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности работа каждой группы оценивается экспертами по 5-бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0.5 минуты – смена ролевых позиций для групп.
  • В конце занятия подведем итоги.

    Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

    А без терпенья мало значат

    И озаренье

    И уменье

    Л. Татьяничева

    ПИШЕМ ИЗЛОЖЕНИЕ

    Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением.

    Изложение это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.

    По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:

  • Повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием)
  • Описательное (или с элементами описания)
  • Изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения)
  • Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.

    Повествовательное, или сюжетное, изложение наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.

    Типичная погрешность повествований неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.

    Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если абитуриент ответит для себя на следующие вопросы:

    1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
    2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
    3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
    4. Как автор относится к персонажам?
    5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?

    Сюжетное изложение дисциплинирует мысль абитуриента, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.

    Описательное изложение более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.

    При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний одна из важнейших задач пишущих изложение.

    Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
    1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
    2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
    3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
    4. Какие средства языка использованы?

    В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п. библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память подвела и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.

    Последний вид изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет абитуриентов. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос Что и где происходит?, но и на вопросы Почему происходит?, Каковы истоки происходящего?, Что в перспективе?.

    Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
    1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения
    2. уточнение основной мысли высказывания
    3. построение рассуждений со сложной аргументацией
    4. отбор языковых средств
    5. воспроизведение текста от третьего лица
    6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.

    Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.

    Кратко или подробно нужно излагать текст?

    Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.

    Учащийся вынужден писать кратко, если:
    1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа
    2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.

    На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) трех стандартных страницах.

    Список рекомендуемой литературы

    Голуб И. Б. Форсированный курс подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе. учеб. пособие / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. М. Эксмо. 448 с.

    Учебное пособие предназначено прежде всего старшеклассникам, решившим участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ), и абитуриентам, которым предстоит сдавать письменный экзамен. В этой книге авторы обобщили опыт репетиторской работы на курсах довузовской подготовки и в экзаменационных комиссиях вузов. Пособие содержит необходимый минимум теоретического материала и практических заданий по орфографии и пунктуации, образцы изложений, анализ типичных ошибок, допускаемых на экзамене.

    Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы. пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. М. Просвещение, 1994. 224 с.

    Пособие содержит тексты для проведения различных видов изложений. В нем сконцентрированы разнообразные, дополняющие друг друга виды работ, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту.

    Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста. пособие для учителей / Н. А. Пленкин. 2-е изд. испр. и доп. М. Просвещение, 1978. 190 с.

    В пособии представлены тексты для обучающих изложений в IV-VIII классах и языковой комментарий. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь учащихся, углублять их познания в области грамматики, лексики и стилистики, укреплять орфографические и пунктуационные навыки.

    Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. учеб. пособие для сред. шк. абитуриентов, родителей / Н. Ю. Руссова. Нижний Новгород. Деком, 1994. 192 с.

    Главная задача пособия состоит в следующем: помочь правильно организовать свои действия во время диктанта, изложения или сочинения. В пособии рассказаны требования, которые предъявляют к каждому из этих видов письменных работ.

    Сморщок М. Ф. Изложения. для абитуриентов / М. Ф. Сморщок. Минск. Вышэйшая школа, 2000. 171 с.

    Тесты для изложений отличаются разнообразием тематики и степенью сложности. Предлагаемая работа над текстами развивает логическое мышление, вырабатывает умение вычленить главную информацию, учит четко и аргументировано излагать мысли, делать выводы и заключения.

    Как писать изложение?

    Все мы когда-то в школе писали одну из разновидностей творческой работы - изложение. Этим словом называют письменный способ пересказа текста. Подобная работа придумана для того, чтобы можно было выявить качество ознакомления ребенка с художественным текстом, а кроме того, способ усвоить, о чем, кроме сюжета, может быть написано в тексте. Так как правильно писать изложение?

    Основы написания изложения

    Основной задачей изложения можно назвать максимально подробное воспроизведение всего текста, с сохранением изначального стиля автора. Что касается сжатого изложения, то оно требует наличия способности в отборе основной информации, достаточно краткой передачи основного содержания, учитывая то условие, что главные мысли писателя, характеры главных героев, последовательность происшествий необходимо передавать без каких-либо изменений. Кроме того, надо уметь правильно выделять микротемы и обобщать полученную информацию. А как писать сжатое изложение? В нем необязательно сохранять полностью авторский стиль, но разрешается употреблять основные слова и словосочетания. Краткое изложение необходимо писать небольшим по объему, но не скудным по содержанию.

    Основой для написания изложения может стать и стихотворение, и проза. Помимо этого, для написания такой творческой работы может применяться и музыкальное произведение. Чтобы написать его, нужно выслушать музыку, изучить либретто и прочитать историю написания произведения.

    Советы по написанию изложения

    Если у вас на носу аттестация по русскому языку и надо писать изложение, вот несколько советов для ГИА изложения, как писать его.

    Прежде всего, нужно качественно изучить само произведение литературы. Это значит, его нужно не только прочитать, но и проанализировать текст. Про себя нужно ответить на такие вопросы как: «Что автор пытался донести до читателя (слушателя)?» «Какого рода настроение пытался передать писатель?» «Что за приемы он использовал?» «Какое первое впечатление производит его произведение?». Основываясь на логических и эмоциональных выводах, вы сможете выстроить свою работу.

    Понятно, что для правильного написания работы необходимо проанализировать прочитанный текст и сделать на основе этого выводы. Подобная работа должна выявить ваше участие в подготовке к написанию изложения. Таким образом, верным написанием изложения станет то, в котором вы рассказываете основной сюжет, местами вставляя основные мысли и ощущения.

    Конкретного плана для написания изложения чаще всего не составляют, потому что оно полностью совпадает с композицией исходного текста. В данном виде творческой работы необходимо пересказать сюжет, объяснить его значение и выявить то, что автор хотел сказать читателю. Вот и все правила, как писать изложение.

    Как правильно написать изложение? Завтра у меня экзамен по русскому языку.

    ВероNika Высший разум (138516) 4 года назад

    Так хотелось прочитать ответ Татьяны Пантелеевой. В двух предложениях.

    В школе я писала изложения так:

    - сначала записывала в столбик происходящие события ОСНОВАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (только подлежащие и сказуемые). то есть кто (что) и что сделал (типа пришла весна. Или, например, писатель рассказывает)

    - во время второго чтения дополняла эти простые предложения ответами на вопросы: где? (в этом произведении) когда? (например, в прошлом году. ) как? (интересно)

    - всегда набрасывала план

    - когда черновик (по плану! ) был готов, проверяла "стыки" абзацев (плавные переходы )

    - проверяла, есть ли ошибки, правописание Н НН и слов с НЕ проверяла отдельно, места, в которых сомневалась, заменяла другими словами или оборотами (это же не диктант, всегда можно изменить)

    Всегда учитель говорил: "Отложите ручки и просто внимательно послушайте текст". НИКОГДА не откладывала ручку, всегда записывала с первого раза.

    УДАЧИ.

    Остальные ответы

    Скачать:

    Когда после долгих поисков приходите домой

    вспо-минаете

    что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить

    только что вышедший

    альбом любимой группы.

    Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы

    понима-ете

    что это был бы по-настоящему хороший подарок.

    Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (110 слов)

    Микротема

    затронутая в этом абзаце.

    Положительные функции отрицательных

    эмо-ций

    часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

    По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

    Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх

    это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль

    это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

    Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищите подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше. (

    215 слов)

    Вариант

    сжатого изложения второго абзаца текста

    Источники: festival.1september.ru, www.publiclibrary.ru, elhow.ru, otvet.mail.ru, nsportal.ru

    Категория: Справочник руководителя | Добавил: vasillapin (24.06.2015)
    Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Конструктор сайтовuCozCopyright MyCorp © 2025